ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Что можно и чего нельзя на уроках литературы в разных странах
ailey
Немного погрузившись в биографии писателей по русской и белорусской литературе, а также в процесс изучения произведений на уроке, я вспомнила свое школьное время. Мы изучали русскую литературу на уроках в стиле "что хотел сказать автор". Личное мнение своими словами об авторе и его произведении никого особо не интересовало, дискуссии можно было проводить только "в рамках" (поэтому дискуссий и не было - о чем спорить-то?), нужно было говорить умными фразами. А если вдруг кто-то решался высказать мнение отличное от общепринятогоон в лучшем случае рисковал получить двойку карандашом в журнал. Поэтому те, кому нужны были хорошие отметки, усиленно изучали критиков и не сильно прислушивались к собственным впечатлениями от прочитанного и уж тем более не заморачивались особенностями эпох и биографий.

Конечно, это всё кратеньнко давалось на уроке, но благополучно пропускалось мимо ушей. Выделялось только то, что было нужно для хорошей отметки.

Особо хотелось бы выделить такой момент, что очень многие произведения (если не большинство) на мой вгляд давались не по возрасту. Слишком серьезные проблемы в них были подняты. Проблемы, которые были катастрофически чужды и непонятны подростку. Соответственно, несмотря на то, что книги действительно были ценными и с художественной точки зрения и с точки зрения формирования личности, в итоге, как и любая непонятная и ненужная информация, это всё, включая заученные фразы для хорошей отметки, было забыто.
Жаль.

Часть произведений я проходила "как надо" в школе.
Часть читала как бы параллельно: выделяя то, что нужно для школы и то, что было интересным лично мне.
Часть прогуляла в школе, зато насладилась дома по полной программе.

В общем, система изучения русской литературы на мой взгляд была довольно извращенной.

Немного лучше обстояло дело на уроках белорусской литературы. Но тут постарались работники минобразования, включив в школьную программу критически ограниченное количество тем для обсуждений: в основном про войну и про бедный белоруский народ. Скука. Конечно были и другие произведения, но на общем фоне их было очень мало. Маленькое количество часов в неделю и неродной язык довершили начатое работниками минобразования.

Мне стало интересно, как проходят уроки литературы в других странах.
Как оказалось, и в других странах не уходят от анализа с точки зрения "что хотел сказать автор". Отличия заключаются в комплексном подходе к изучению всех предметов в школе, в методиках подачи информации и в методиках обучения в целом. В основном, информация не насаждается, а подается в таких формах и видах, чтобы ученики в процессе обсуждения сами могли лучше понять произведение.
Ниже некоторые отзывы об уроках литературы в разных странах.


"Дочь в английской школе учила литературу 2 года (с 13 по 15 лет), справлялась сама, так что я не помню в деталях что учили - Стайнбек, Шекспир (в оригинале, а не современный вариант английского), какую-то современную пьесу. остальное не помню. Но методика преподавания совершенно другая. У каждого ученика было то же самое издание книги (из школьной библиотеки), учебника литературы не было вообще, литературных критиков они не читали, только само произведение. На уроках обсуждали в деталях почему автор написал именно так, что он имел в виду, смысл какого-то конкретного слова, само собой - образа литературных героев. Впервые в жизни дочь сама захотела найти другие книги того же автора (Стайнбека) и читала их весьма вдумчиво."

"Я вам не скажу за всю Одессу, но могу написать из личного опыта в Германии. Моя дочь закончила 9 класс гимназии. Предмета "литература" как такового нет, будет курс в старших классах, выберается или не выберается по желанию. Произведения изучают в рамках предмета "немецкий язык". Анализ произведений разных жанров. Что могу вспомнить из последнего "Визит старой дамы" Ф.Дюрренматт, "Андорра"М.Фриш, "Еврейский дуб" автора не помню, "Разбойники" Шиллер, какие-то баллады 18 века. Достоевского с Толстым и Пушкиным ни кто не изучал.
С классе 25 человек. Читали 5-6 произведений за год, все полностью, но они не длинные 100-200 страниц. Оценивание: обсуждение-анализ-сочинение. У них есть какие-то свои критерии , честно говоря , не помню точно какие. Знаю, что получают отрывок текста , должны что-то написать-проанализировать в контексте всего произведения. Читают или не читают- по разному. Некоторые заказывают родитялям книги,как подарок к Рождеству, некоторым чтение не интересно совсем. В принципе как и везде. Моя дочь с подругами меняются книгами, советуют друг другу, что почитать, но не все. Но понятное дело,охотнее читают всякие романы и крими, классику редко . Недавно, моя дочь прочитала «Овода», правда это я ей подсунула :) Сначала шло с трудом, ну а в конце, пол ночи дочитывала, вторые пол ночи ревела."


"я училась в гимназии в Германии. Произведения изучаются не сами по себе, а, например, если проходим эпоху возрождения, то разбираем сначала основные направления в этой эпохе, её авторов, отрывки разных произведений, ну и 1-2 произведения полностью. Причём одна и та же эпоха или исторический период одновременно проходится и на других предметах - истории, изобразительном искусстве, музыке, религии, этике. Получается такая полная картина по всем направлениям. Учитель рассказывет не так уж много, он только ставит наводящие вопросы, и весь урок проходит в форме дискуссии. Учитель потом оценивает устную работу на уроке, и раз в полгода ученики пишут контрольную - анализ какого-нибудь произведения, где нужно не только произведение проанализировать, но и указать характерные признаки эпохи, когда произведение было написано, что в произведении указывает на эту эпоху. Раз в полгода потом ставится общая оценка за работу на уроке и письменную работу
Учитель может экспериментировать, в какой форме он будет преподавать. Один наш учитель предложил нам самим выбрать, какое произведение мы будем проходить. Мы предложили несколько вариантов, и читали и анализировали потом книгу, которой вообще в программе не было. Другой учитель разделил нас на группы по 3 человека, каждая группа читала какое-то одно произведение, потом группы рассказывали классу, о чём оно и анализировали его."
*

"был на многих уроках в французско-бельгийских школах и франко-говорящей части Швейцарии...так там, например урок литературы:... идет живое обсуждение произведения, отмечаются его плюсы и минусы, акценты, социальный посыл и многое другое..и все это в форме живой и достаточно горячей дискуссии...детей приучают мыслить и анализировать, синтезировать выводы из имеющихся данных."*

"Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе...Финский язык и литература (чтение, культура края)"*

"курса истории литературы как такового в финской школе нет: он заменяется хаотическим чтением детских или молодежных, так называемых "проблемных", современных книг, которые ни по каким показателям нельзя отнести даже ко второму ряду шедевров мировой литературы. Анализ этих, с позволения сказать, произведений заключается в описании их сюжета и некотором этическом анализе содержания.
Как-то дочь принесла из школы тетрадь с предложенным им на уроке перечнем литературных жанров. Их оказалось пять: научная фантастика, фэнтези, литература ужасов, детективы, романтическая любовная литература. Места для "Войны и мира", "Бесов" или, скажем, классического финского романа "Семь братьев" в этой структуре явно не находилось."*



Вот такие разные подходы.
Как эффективнее изучать литературу?
Ответ на этот вопрос пускай каждый найдет для себя сам.




  • 1
Очень верно, что литература даётся детям не по возрасту, они ничего не понимают. "Горе от ума я три раза перепонимал заново. С другой стороны, повзрослев, они потеряют свободное для чтения время.
Сейчас я читаю книги с карандашом, с критикой, потому что стало интересно, но поздно.

Для меня чтение - это как чистить зубы по утрам и умываться. Я постоянно читаю. По-моему чтение абсолютно необходимо для развития человека как личности в любом возрасте и оно не должно быть по остаточному принципу.
В свободное время я читаю еще больше :)
Я тоже часто читаю с карандашом и многие школьные произведения перечитывала позже. Критику читаю редко.
А почему поздно?

Потому что в юности оно было бы полезней.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account