ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Мой выбор - домашнее образование
ailey
Еще чуть меньше года назад в это же время мы во всю планировали поступление в гимназию.
Если бы год назад мне кто-нибудь сказал, что всего через пару месяцев я серьезно задумаюсь о домашнем образовании - я бы не поверила :)
Но вот год прошел и сегодня моя старшая дочь учится дома.
Как я к этому пришла и почему сделала такой выбор?



Вместо предисловия
К моменту, когда дочь пошла в школу, она занималась спортом, музыкой и ходила в изо-студию.

Потом началась школа
Изо отвалилось сразу, несмотря на любовь к рисованию, из-за неудобного времени. Но добавился бассейн один раз в выходной день. Времени стало мало, но в целом терпимо, свободное время оставалось, и так прошел первый класс.
Да. Съеденные ногти были обязательными спутниками школьной учебы все годы. Перерыв был только на летних каникулах.

Во втором классе добавился английский язык - курсы.
Заботливые светлые головы убрали иностранный язык из программы первого и второго класса. Но родители и учителя сошлись во мнениии, что язык учить в этом возрасте нужно. Почти все родители отвели своих детей кто на школьный факультатив (который дети ненавидели), кто на курсы. А учителя обеспечили возможность к третьему классу не начинать, а продолжать изучение языка. Тем, кто язык не учил, оставалось только догонять ускоренными темпами. Мы пошли на курсы.
На этом этапе уже ощущалось напряжение. Периодически прогуливалась музыка и тренировки.
В конце третьей четверти дочка заболела, а дальше практически всю четвертую мы учились дома, чтобы восстановить пошатнувшийся иммунитет. Я устно договорилась с учительницей, что мы будем много пропускать, учиться дома, а в школу приходить сдавать контрольные и самостоятельные. До этого момента я вообще не вникала в учебу дочери и не знала, что и как она учит в классе и дома. Тем не менее, она всегда была в пятерке лидеров класса по успеваемости.
План удался, дочь не болела, я объясняла ей новые темы, она делала упражнения, я проверяла. Не скажу, что было очень легко и спокойно. Мы обе периодически психовали. Но я тогда про себя отметила, что на уроки у нас уходит гораздо меньше времени, чем на школу+дз и контроль сдавался нормально.

В третьем классе нас ждал кошмар и ужас всех занятых детей - вторая смена. По плану, вторая смена должна была быть в третьем и в четвертом классе.
Кроме этого, поменялась учительница. Вместо опытного педагога пришла молодая девушка, пару лет после пединститута. Да, с большими планами и наличием творческих способностей. Труды она вела шикарно. Но у нее не было ни опыта, ни своих разработок для эффективной подачи математики или языка детям, ни своих детей, что могло бы как-то компенсировать отсутствие опыта. Плюс ко всему - она плохо управлялась с классом. При этом она была лучшей учительницей на параллели.
Появилась необходимость иногда объяснять что-то дома, проверять ДЗ. И разводить демагогию на тему, почему нельзя почитать свою книжку (учебник уже прочитан 2 раза), когда Петя читает по слогам один абзац 10 минут. Да, прежняя учительница разрешала читать свои книги на литературе и давала задания повышенной сложности по математике для тех, кто уже сделал классную работу. Теперь все ждали всех.
В том году я впервые серьезно задумалась о том, чтобы частично пропускать школу ради спорта и других интересных занятий, но не хватало информации и опыта.
Музыка была кое-как встроена в расписание. Спорт, изо, английский язык во вторую смену не попали. Остался бассейн, который через пару месяцев тоже закончился. Я нашла другой вид спорта и группу с утра, чтобы поддержать физическую активность.
Мы всей семьей ненавидели и школу, и вторую смену, и тот факт, что из-за нее пришлось от многого отказаться.

Потом наступил четвертый класс и неожиданное счастье - первая смена.
Мы все выдохнули. Очень удачно складывалось внешкольное расписание. Продолжили для себя новый спорт два раза в неделю, нашли новый, такой желанный бассейн, тоже два раза в неделю, вернулись курсы по английскому.
В том году особенно сильно стало видно "расслоение" детей в классе. Была пятерка лидеров, куда по-прежнему входила моя дочь, десяток "середнячков" и оставшиеся дети, которым учеба была вообще неинтересна. Периодически они срывали уроки и все дети награждались дополнительным домашним заданием. Атмосфера в классе портилась. При этом класс считался лучшим на параллели, как и все годы до этого.
Такая ситуация рассеивала все сомнения относительно поступления в гимназию и этот шаг становился очевидным.
Напряжение витало в воздухе. Школа проходила под лозунгом "надо", и это несмотря на то, что дочь была любознательной и любила читать. А просто на все проявления личной инициативы не осталось времени.
Пропуски стали очень частыми везде, и в школе, и на внешкольных занятиях. Иногда дочка не могла подняться утром и пропускала школу, чтобы выспаться. Сгрызенные ногти, периодические выплески нервов и нежелание садится за уроки были нашими неизменными спутниками.

Звучали предложения свернуть музыку, поскольку она занимала больше всего времени и в списке приоритетов находилась на последнем месте. С другой стороны, у нее получалось хорошо, и было жалко бросать, проучившись большую половину. Поэтому я разрешала просто неприлично много прогуливать.
Во всем этом утешало то, что после поступления в гимназию ситуация должна была улучшиться: мотивированные дети в классе, соответствующая атмосфера, опытные умные учителя, умеющие интересно донести материал на уроке, и т.п. В общем, ожидалось, что уроки будут немного другими, добавится позитив от школы и в классе будут дети, с которыми найдется больше общего.
Забегая вперед, скажу, что эта цель с поступлением в гимназию была почти достигнута.

Дальше было поступление. Которое стало для меня хорошей встряской, в какой-то степени шоком и фактически послужило первым толчком к домашнему образованию. Возможно, до этого момента я была наивна относительно нашей системы образования и поэтому получила много неприятных открытий.
В это же время я узнала о возможности обучения дома для любого ребенка, имеющего для этого логичные, уважительные причины.
Тем не менее, когда всё осталось позади, я немного остыла. В сентябре дочь пошла в пятый класс в новую гимназию, в которой ей понравилось.
И всё вроде бы было ничего. За исключением двух моментов: затрачиваемое время и отношение к детям. На самом деле, всё было совсем не хуже, чем в любой другой школе, а намного лучше. Просто не так, как мне бы этого хотелось.

Первым камнем преткновения стало время.
Гимназия находилась далеко от дома и эти дополнительные полтора часа в день на дорогу стали критичными для внешкольных занятий. Поэтому мы перевели дочь ближе к дому.
По уровню подготовки детей новая школа была более сильная, чем предыдущая.
Дети оказались очень доброжелательными, хорошо приняли мою дочь, она быстро нашла себе друзей.
Классный руководитель ввела нас в курс дела, всё рассказала и помогла дочке адаптироваться.
Учителя любящие свои предметы и свою работу...
Всё, чего мы хотели.

Но

Время...
То, что раньше тратилось на дорогу, теперь тратилось на школу.
У дочки складывался рабочий день без свободного времени с явным недостатком времени для сна. Нормально покушать часто не получалось.
Из внешкольных занятий оставались музыка, бассейн, спорт и английский. Всё регулярно пропускалось.
Нужно было от чего-то отказываться, поскольку жить в таком ритме было опасно для здоровья.
Знакомые учителя нам посоветовали продолжать ходить на курсы английского, поскольку школа не давала навыки коммуникации. Дочке курсы нравились, поэтому они остались.
От бассейна она категорически не хотела отказываться. Спорт приносить в жертву не хотела я. Благодаря ему перестало снижаться зрение, бассейн держал осанку.

В расход пошла музыка.
Я  не буду описывать свои душевные переживания и состояние мыслей, когда приходится отказываться от того, во что вложено много сил и что уже приносит результат. Отказываться, ради того, чтобы еще больше вкладывать в то, что как известно пригодится только в малой части.

Ок. Я смирилась.

Но этого оказалось мало!
Между школой и тренировками оставалось около 2х часов, а иногда и меньше. За это время нужно было покушать, собраться и успеть сделать уроки. Про свободное время я даже не вспоминаю.
Этих двух часов было явно недостаточно. При этом в школе всё равно приходилось подстраиваться по средний темп работы класса и часто терять время на уроке, а за неделю она успевала прочитывать в школе минимум одну толстую художественную книжку.

Следующим пошел в расход спорт.
На этом этапе я уже была полна сомнений в таком решении и где-то внутри не просто звонил колокольчик, а бил колокол и звучала сирена.
С другой стороны, вокруг появлялось много информации о домашнем образовании.
Тем не менее, скрипя сердцем, я дала добро на отказ от спорта. Наверное, это было нужно для того, чтобы окончательно убедиться, что это тупиковый путь.

Через месяц после этого события у дочери появилось нарушение осанки. Она стала менее выносливой, больше уставала. Не считая общего снижения жизненного тонуса и радости от жизни. Острый приступ гастрита стал последней каплей.

Шла вторая четверть в новой школе и решение было готово.
Оставалось только приступить к его реализации.
К этому моменту я разрешила для себя все страхи, касающиеся домашнего образования, включая социализацию.
Не хватало окончательной уверенности в своем выборе и опыта. Мне было неуютно быть в меньшинстве. Кроме того, такое решение я могла принять только при поддержке мужа.
Дело осложнялось двумя вещами.
Во-первых, домашнее образование для здоровых детей, именуемое в Беларуси обучением по индивидуальному плану - ОПиП - в Беларуси НЕ приветствуется. А значит это не будет просто.
Во-вторых, на форумах было много информации об обучении дома детей начальной школы (когда есть только одна учительница), но я нашла всего пару примеров средней или старшей школы. Сложилась очень сильная нехватка практической информации о том, как строить обучение ребенка дома, чем заниматься, как договариваться с учителями, как сдавать, что делать с лабораторными и т.п.
В Беларуси нет внешкольных институтов или дистанционных школ, на которые можно было бы полностью переложить ответственность по усвоению ребенком школьной программы. Это остается на родителях.

Практически все, кто учился на домашнем обучении, говорили о том, как значительно экономится время, как они сильно опережают школу и сколько всего дети успевают вне школы. При этом, дети учились самостоятельно, никто над ними с палками не стоял и учиться не заставлял. То же касалось и внешкольной жизни.
Задача родителей была помочь там, где помощь требуется или организовать эту помощь в виде репетиторов или курсов. По отзывам, помощь в виде репетиторов и курсов требовалась редко.

Мы много обсуждали эту тему в семье.
В итоге, написав заявление и выбрав день X, мы с мужем отправились в школу.

И вот моя дочь официально обучается дома.

Получив на руки график аттестации, я с нетерпением стала ждать тех самых рассказываемых плюсов домашнего обучения и самостоятельность дочери.



Как всё сложилось в реальности и с чем нам пришлось столкнуться, я напишу в следующем посте.





Другие статьи по теме домашнего образования

  • 1
Очень смело. Восхищаюсь.

Комментарии перепутались.
Спасибо тебе :)

Edited at 2015-03-12 10:35 am (UTC)

Даша, спасибо за то, как подробно и обстоятельно ты пишешь!! Очень интересная тема. Меня смущает в ДО только одно - нужно самой становится учительницей для ребенка? Вспоминать всю программу, научить всему. Как это сделать в старших классах, там же так много всего? Вспоминаю физику в физмате, это Ух! Или можно же репетиторов нанимать? Интересно просто, как это организовано.

становится учительницей необязательно. но первое время по любому помощь нужна будет.
а дальше кто-то сам учится, кто-то на курсы, у кого-то родители помогают,кто-то репетитора берет. в общем, кому как удобно. задача, чтобы ребенок усвоил программу, а каким именно способом это будет сделано, никого не волнует
в россии есть дистанционные школы, там к ребенку прикрепляется учитель.

со временем ребенок, обучаясь дома, становится более самостоятельным, сам начинает понимать, что ему нужно и как этому научиться. т.е. учится вообще сам.
мы будем решать проблемы по мере поступления.

как это организовано у нас, я напишу в следующих постах :)

Edited at 2015-03-12 10:17 am (UTC)

Учиться самому не всегда легко и интересно, думаю. Очень интересно, спасибо, буду ждать новых постов!)

В школе почти чаще всего неинтересно :)
А насчет легко - есть много нюансов как "за", так и "против".
Но и цели у образование дома не совсем совпадают со школьными.

Спасибо, мне очень актуально сейчас узнать подробности ОПИП.
И тоже очень интересует, как вы будете осваивать непростую программу в дальнейшем?

пожалуйста :)
будем решать проблемы по мере поступления.
пока по ощущениям в дальнейшем осваивать школьную программу дома дочке будет проще, чем в школе.

Очень интересный опыт! Спасибо, что делитесь. С интересом буду следить дальше.

пожалуйста :)
буду рада, если вам пригодится

Мне тоже нравится идея домашнего обучения.
Но, посмотрев на график, я несколько обескуражен. По-моему, Вы перегружаете ребенка. Но это, конечно, мое личное мнение. Вам виднее. :)

какой именно график?
школа не покрывает все интересы ребенка. но при наличии и школы, и внешкольной жизни возникает проблема перегруженности.
именно проблема перегруженности как раз и стала причиной домашнего образования.
тк стал выбор:
1) школа + ничего вне школы
2) нет школы + всё, что нравится вне школы, остается
я попыталась повернуть на первый путь и начала сокращать внешкольную жизнь, но мало того, что это не принесло облегчения и радости жизни ребенку, ей здоровье стало ухудшаться.
поэтому в выбрала второй вариант :)

Ну да, наверное, Вы правильно сделали.
Хотя, конечно, некое базовое образование все же нужно. Другое дело, что в школе добавили, может, много не базовых занятий, которые не очень нужны.

Главное, занимаясь дома, не запустить этот самый базис.

Хочу пожелать Вам удачи!

Edited at 2015-03-13 05:43 am (UTC)

Большое спасибо за пожелание удачи!
В других странах возможно учиться не прикрепляясь к школе.
Мы проходим дома всю школьную программу, в Беларуси другого варианта нет.
Пока получается наоборот, дома усваивается больше, чем в школе.

Я тоже иногда задумываюсь над домашним обучением, но мне кажется я не потяну эмоционально.

что ты имеешь ввиду под "не потяну эмоционально"?

Нервов не хватит... Дочь частенько из-за любой ерунды истерики устраивает, а все, что касается уроков и учебы вообще кошмар... Притом пока объясняешь и спокойна, она истерит, что не понимает. Пока не доведет меня до трясучки и валерианки, не успокоится... Я просто не выдержу)

истерики это отдельная тема :)
но в целом, я поняла, спасибо.

Спасибо огромное! Очень полезная информация.Я правильно поняла что можно в РБ перейти на инд план с лббой четверти? Наш директор заявил что это возможно только с 1 сентября и заявление надо летом подавать.

Я рада, что информация пригодилась.
Сейчас РБ на инд. план можно перейти с любой четверти. Директор просто не в курсе. Раньше действительно нужно было подавать заявление до 1 сентября.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account