ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Как организовать домашнее обучение
ailey
Несмотря на то, что домашнее образование началось радостно, довольно быстро энтузиазм угас и всё пошло совсем не так, как ожидалось. На протяжении нескольких недель я постепенно поняла, что мои ожидания относительно домашнего образования не оправдываются.
Тем временем, ситуация ухудшалась, наступил настоящий кризис, и я начала сомневаться в правильности принятого решения. Когда я остыла и проанализировала наше домашнее обучение с холодной головой, я пришла к выводу, что в целом нету ничего критичного. Есть проблемы, которые необходимо решить.



Итак, я определила следующие проблемы:

1. Нам не подходят "рецепты" домашних детей начальной школы, где у всех всё легко и учеба занимает совсем мало времени.
Этому есть три причины.
Во-первых, объемы программы и изучаемого материала.
Во-вторых, проучившись в школьных стенах 4,5 года дочка уже приобрела вредные школьные привычки и утратила способность учиться самостоятельно с интересом, которая имелась до школы и сохраняется у домашних детей. Потеряно время и многое упущено.
В-третьих, в средней школе отдельный учитель по каждому предмету и у каждого свои требования.

2. Слабые навыки самостоятельной учебы
Моя дочь за время обучения в школе привыкла работать по заданию и разучилась работать самостоятельно.
Здесь можно выделить три момента

  • Нет задания - непонятно, что делать (в школе дают задания). Решается планированием.

  • Непонятно, что делать, если непонятно (в школе объясняет учитель). Нужно понять, что необходимо разобраться.

  • Нежелание разобраться, если непонятно (в школе учитель объясняет в любом случае). Для этого нужна мотивация.

3. Желание дочки учиться полностью самостоятельно, чтобы я не вмешивалась, но невозможность ввиду наличия п.2.

4. Планирование своего времени оставляет желать лучшего.
В школе время планируется администрацией - дети не участвуют в составлении расписания.

5. Сложности с концентрацией и отсутствие мотивации делать быстро. Как результат - уроками занята большая половина дня, хотя по факту их можно сделать за несколько часов.
Тут есть два нюанса. С одной стороны, трудно концентрироваться на том, что неинтересно.
С другой стороны, за 4,5 года она научилась "отсиживать" уроки.

У меня оставался вопрос с гаджетами: оставлять в зоне доступа на время учебы или убирать?
Гаджеты могут быть очень полезны для учебы, но также и сильно отвлекают...

Кроме этого, я пересмотрела свою роль как организатора. Я посчитала, что на данном этапе моя роль должна быть более активной.

На календаре подходила к концу третья четверть и несмотря на трудности с организацией, дочка хорошо сдавала контроли. Вопрос заключался в том, чтобы уменьшить затраты времени и сил на учебу до минимального уровня, а также минимизировать количество походов в школу. Чтобы заняться тем, чем действительно хочется и интересно.
Наступившие каникулы стали своего рода "перезагрузкой" для нашего обучения. Мы обе отдохнули.

Перечисленные проблемы мы обсудили с дочкой.
Пришлось смириться, что самостоятельно учиться нужно научиться, поэтому пока полностью сама она учиться не будет, это придет со временем, по мере приобретения необходимых навыков. Также мы поговорили о возможности новых кружков, но в том случае, если она научится всё успевать, чего пока не было. Мы пришли к выводу, что наилучшее время для учебы является первая половина дня, она же и свободна от кружков/секций. На несколько подходов в течение дня разбивать учебу она не захотела, поэтому учеба должна была быть вся до обеда.

1. Я добавила урок "Планирование". Для этого дочке был куплен красивый датированный ежедневник, который она сама выбрала. Дневник она не хотела использовать.

Первую неделю новой четверти мы с ней каждый день планировали вместе, она писала карандашом. Но уже буквально через 5-7 дней, она нашла какие-то интересные ей видео на Youtube на эту тему и стала планировать сама. Еще неделю мне показывала результат, потом это перешло полностью в ее ведение. Вечером она составляет план на завтра.

2. Я скачала в интернете учебные планы по предметам. В них дочка проставила дни - чтобы ориентироваться, как материал распределен в течение четверти. До этого момента она учились по темам учебников.

3. Получив график аттестации на второй неделе четверти, я составила форму расписания и сделала две копии - себе и дочке.



В столбик "Школа" записывались контроли по учебному плану, в столбик "План" можно было записать индивидуальный план сдачи или когда она хочет закончить какую-то тему. Таким образом, сначала составлялся общий план, а потом на его основе планировалась учеба на каждый день.

4. Мы измерили, сколько уходит времени на отдельные предметы. Что-то было легче, что-то сложнее. На разные предметы нужно было разное количество времени. Зная это, план на день получался более реалистичным.

5. Я стала планировать контрольные сдачи так, как нам удобно, минимально подстравиваясь под план класса. Учителя нас уже знали и понимали, что мы можем учиться самостоятельно, и по мере возможности они шли нам навстречу.
Здесь стоит сказать, что поскольку в Беларуси нет четких инструкций или методических указаний о способах или частоте аттестации - всё остается на усмотрение школы. В итоге в каждой школе получается по-разному: от написания всех итоговых и промежуточных контролей чуть ли не с классом до аттестации по всем предметам раз в полгода или даже раз в год.
Наша школа посчитала, что нужны все контроли. Я не стала спорить, т.к. когда всё только начиналось нам самим было непонятно, как будет лучше для нас. Но по итогам четверти я сделала вывод, что это очень неудобно - слишком много времени уходит на походы в школу и в принципе, такая система обучения неудобна для усвоения материала (какая удобна - я напишу ниже).
Поэтому в четвертой четверти мы ходили в школу меньше, чем в третьей - я соединяла несколько контролей в один или на один день планировала несколько предметов.
Дальше я планирую решить вопрос с аттестацией один раз в четверть.

Но самое сложное ждало впереди: чтобы всё это работало, нужны усилия самого человека. Учиться должна была моя дочка. Именно ей предстояло найти мотивацию и научиться концентрироваться, чтобы осуществлять то, что она планирует.
Ей предстояло научиться учиться самостоятельно не формально - под страхом плохих оценок или школьных унижений от невыученных уроков, - а реально - потому что ей лично это надо.

Надо ли ей лично школа в этом объеме вопрос конечно спорный.
Но в любом случае, у нее был выбор: школа или учеба дома. Ходить каждый день в школу она больше не хотела, она хочет учиться сама, а для этого необходимо суметь организовать свою учебу дома.


Таким образом, сложился примерно такой распорядок дня:
1. Утренняя рутина
2. Уроки с перерывами. Каждый предмет длится разное количество времени
3. Обед
4. Английский
5. Отдых, прогулки, кружки, перекусы и т.п.
6. Планирование следующего дня
7. Вечерняя рутина

Сами предметы первоначально изучались по учебнику на основе плана.
Но по школьному плану идет один параграф на один урок, а дома проходится 2-4 параграфа за один урок в зависимости от предмета. В день получается 3-4 разных урока, вместо 6-7 школьных.
Большинство предметов дочка учит без моего вмешательства и контроля.
Что касается английского - каждый день я провожу урок как у репетитора и она получает домашнее задание. Всего получается английский 2 раза в день.
Некоторые предметы я иногда проверяю - перед очередным контролем.
Для некоторых предметов я сделала обязательным тематический просмотр видео-урока. Раньше это было по желанию которого никогда не было. Видео-уроки лучше, чем мои объяснения, т.к. оставляют дочке долю самостоятельности.


Результат не заставил себя долго ждать. Через пару недель от начала четвертой четверти учиться стало намного легче. Ожидания стали ближе к реальности. Наше домашнее обучение развернулось в правильном направлении и я почувствовала его реальные плюсы, помимо отсутствия необходимости ходить каждый день в школу.
Одним из самых главных и важных является чувство свободы.
Когда нет зависимости от школы, находясь дома, мы можем строить свои дни и нашу жизнь так, как будет лучше для нашей семьи. Да, всё равно есть какой-то план и расписание - но это личный выбор каждого из нас. Мы сами так решили, а не кто-то решил за нас. Мы можем менять этот план так, как нам будет лучше и удобнее.
Дочка получила желаемую самостоятельность, благодаря самоличному планированию и видео-урокам. Она постепенно сама учится планировать и распределять свое время, определять срочные, важные дела и т.д., что несомненно пригодится ей в жизни куда больше, чем способность отсиживать 6 уроков по 45 минут и идеально оформлять свои письменные работы, не считая "особого умения терпеть давление и подчинятся". Кстати, дома я ей разрешила писать карандашом.
Я немного освободилась от необходимости быть учителем. Я продолжаю проводить уроки английского и иногда дочка приходит ко мне по поводу тем, которые не даются.
Через пару недель начала четвертой четверти, когда учеба стабилизировалась и появилось больше времени, дочке надоело проводить так много времени дома и она сама стала интересоваться возможностью дополнительных занятий, рассуждать, чего она хочет, зачем ей это нужно. Об этом можно написать отдельно.

Конечно, очень часто всё неидеально, периодически мы обе бываем в плохом настроении, и болезнь "отсиживания" еще не вылечена. Часто уроки всё так же размазываются на целый день. Чем больше времени проходит, тем чаще всплывает эта болезнь. Частично я это связываю с усталостью к концу года.
Но в целом, я чувствую что лед тронулся, самое сложное позади и ситуация развивается в положительном направлении.


Выводы:

1. Доверяем своей интуиции. Особенно подкрепленной информацией. Терпение - и всё будет хорошо.
2. Для организации домашнего обучения нужен взрослый как минимум на первое время
3. Одновременно учить лучше небольшое количество предметов - не более 3-4. Это самый лучший вариант.
4. Сдавать лучше всего по принципу: освоил один предмет - сдал, освоил следующий - сдал и т.д. Существующий вариант с параллельным изучением 10-12 предметов - мягко говоря не самый лучший. Толком невозможно углубиться в предмет и "почувствовать вкус", как уже пора переключаться на следующий.
По этой причине я планирую решить вопрос с аттестацией, пока один раз в четверть. А в идеале - по порядку сдавать предметы до конца года. У нас это невозможно. Но если для кого-то актуально - имейте ввиду.
5. Если есть вариант дать ребенку отдых, пока сам не захочет учиться (это может быть полгода, год) - это хороший вариант и его можно использовать.



Возможно, кому-то всё это покажется слишком много и энергозатратно. Не стоит вложенных усилий. И вообще, зачем изобретать велосипед, когда есть школа???

Я с этим не согласна. Да, мне пришлось вложиться эмоционально и вложить свое время, и не последний раз.
Но для меня выигрыш для дочки, для меня и для нашей семьи в целом значительно перевешивает вложенные усилия. Полученные результаты вдохновляют уже сегодня :)
Думаю, позиция родителей относительно образования зависит от общих целей, которые каждый родитель так или иначе имеет относительно своих детей.
Нужно ли ребенку быть отличником учебы, чтобы хорошо устроиться в жизни? Или он должен быть гармоничной личностью прежде всего? Должен ли он искать свой путь сам? Или его нужно научить и направить?
Таких вопросов очень много.
На мой взгляд, домашнее образование ближе для тех, что прислушивается к своим детям и доверяет их интуиции.
Кто считает, что ребенок сам интуитивно понимает, что ему нужно, и способен это получить без внешнего давления в виде школы.

Глядя на современные тенденции, я хочу помочь вырасти своим детям свободными и мобильными. Чтобы они знали как и где добыть знания и понимали, какие именно знания им нужны. Чтобы они находились в гармонии с собой, умели думать и рассуждать, комфортно себя чувствовали среди детей и взрослых, близких и чужих, могли спокойно, без страха высказывать свое мнение, и были терпимыми к разным людям.


Я не знаю, что из этого получится, но на мой взгляд образование вне школьных стен хорошо отвечает моим целям.





ps в следующем посте я расскажу о плюсах и минусах обучения ребенка дома




Posts from This Journal by “домашнее образование” Tag

  • II Конференция по семейному образованию в Минске

    Примерно год назад состоялась первая конференция, на которой я была слушателем. В прошедшие выходные, 25 сентября, состоялась вторая конференция, на…

  • Конец учебного года

    Прошел очередной учебный год. Наступило время аттестации и окончания курсов по школьной программе. Официальная часть завершена и я этому очень рада.…

  • Что делать неидеальным мамам-перфекционисткам :)

    Когда ребенок учится в школе, мы, родители, имеем меньшее влияние на формирование его личности. Когда ребенок учится дома, он перенимает от родителей…

  • Как устроен наш хоумскулинг

    Когда наш путь только начинался, я всеми силами пыталась понять, как же это на самом деле устроено, и создать что-то вроде системы для нашей семьи.…

  • Родитель - учитель?! Роль родителя в домашнем обучении

    Вокруг хоумскулинга ходит много мифов. И одним из них является (помимо социализации, конечно :) ): А как можно учить ребенка, не имея образования…

  • Личный опыт хоумскулеров

    Дорогие друзья! Хочу сообщить новость. Некоторое время назад я начала писать статьи для журнала Семейное образование о нашем опыте хоумскулинга. Мои…

  • Начало новой эры

    Я забрала документы из гимназии. Похоже, марафон аттестации прошел не зря. Мы с дочкой составили "план" на вторую четверть: решили с…

  • Марафон аттестации хоумскулера

    В этом году мы впервые сдавали аттестацию один раз в четверть по каждому предмету. Почти по всем. По языкам нужно по-прежнему приходить на письменные…

  • Садись, два! Или кое-что об оценивании.

    Результаты аттестации за первую четверть получились по оценкам ниже, чем были раньше. Дочка не переживает по этому поводу. А у меня смешанные…


  • 1
Класс!
Идея с обучением планированию просто прекрасная.

Очень согласна, что одновременно лучше учить небольшое количество предметов.

Нахожусь под большим впечатлением от того, как ты разрешаешь возникшие проблемы в домашнем обучении.

надеюсь, впечатление хорошее ;)
не знаю, как в сша, но местная школа совсем не отвечает потребностям ни отдельного человека, ни общества в целом :(
поэтому ищу возможности.

Как интересно...!

я рада, что вам понравилось :)

Как же я благодарна тебе за такие посты!!!

спасибо тебе за теплые слова :)
я рада, что пригодилось :)

интересный пост, спасибо.
большая моя проблема-оптимизация обучения детей.
еще бОльшая-неумение быть хорошим преподавателем своему ребенку.
я слишком несдержанна со своими. импульсивна. при этом со мной ребенок за урок усваивает то, что не усвоил за неделю в школе. в плане проработки, занятия со мной эффективны. но боюсь, что детская психика долго не выдержит таких уроков...



Школьная система оставляет желать лучшего. Дети быстрее усваивают то, что им интересно. Удачи вам с детской учебой!


Спасибо, очень интересно! Мне интересно и как маме, и как учителю, полезно взглянуть на свою работу глазами родителя и ученика. К сожалению, учитель тоже болеет "отсиживанием"(((

Пожалуйста. Я рада, что пригодилось :)


  • 1
?

Log in

No account? Create an account