ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Аттестация и погружение в тему
ailey
Еще на заре нашего хоумскулинга, в его первые дни, когда мы думали, что свободны :) мы смотрели классный фильм на Youtube о расселении человека по нашей планете. Всего было 5 фильмов. По заданию урока получалось, что нужно было посмотреть только один фильм, но он оказался таким интересным, что мы посмотрели больше.
Очень не хотелось отрываться, но... ждали другие уроки.
Поджимало "расписание".




По плотному ежедневному расписанию мы учились всю третью четверть прошлого года. Я довольно скоро поняла, что это неудобно, но не могла сразу договориться со школой.  В четвертой четверти уже стало чуть легче, по 3-5 предметов в день, но всё равно необходимо было одновременно "осваивать" сразу много предметов, поддерживая темп класса.
Это огромная бесвязная каша из 10-14 предметов по 5-7 шт в день...
Я не могу понять, кто мог такое придумать???
Даже в ВУЗах такое количество предметов одновременно встретишь не часто, а 5-7 предметов в день - тем более.
Тем временем, еще раньше я для себя определила, что сдача предметов раз в четверть - это необходимый минимум для домашнего обучения.
Почему? Потому что необходимо достаточное количество времени для того, чтобы вникнуть в предмет. Не в тему, а в предмет. Чтобы можно было "пройти" много тем подряд, представить себе картину в целом, задержаться на чем-то, что зацепило. Погрузиться настолько, насколько в этом есть необходимость. Тогда предмет вызывает интерес и хорошо укладывается в голове. А для такого погружения нужен нормальный резерв времени. И это никак не 45 минут. И даже не полтора часа в день.
Тот фильм был интересный и было бы правильно смотреть его столько, сколько хотелось.
Тогда мне казалось, что сдача раз в четверть может обеспечить необходимое количество времени на каждый предмет.
С этого года почти все предметы сдаются один раз в четверть. Договорилась я об этом не сразу, а через пару недель после начала четверти. Это время мы пытались учиться "по расписанию". Но то ли дело было в раскачке после лета, то ли в отсутствии необходимости срочно сдавать с классом, то ли данный способ учебы окончательно изжил себя - процесс прилично буксовал.
Дочка сопротивлялась, мотивации практически не было, к началу октября по школе сделано было очень мало.
Я пробовала разные варианты и к моменту договоренности о сдачах вопросы с некоторыми предметами уже были решены. А остальные мы начали учить блоками по несколько дней-неделю. По принципу "выучил-сдал". Пока этот механизм заработал в полную силу или до сих пор не заработал, прошло еще некоторое время и в итоге на сдачу осталось мало времени.
Я пишу это также для того, чтобы разобраться, в чем причина ощущения гонки: в сжатых сроках или собственно в самом наличии сроков? Почему погружение происходит как будто в ускоренном темпе, как будто нужно спешить? Или оно всегда так случается и "так надо"?
Казалось, что запас времени есть. Но его всё так же мало!
Даже если взять в пример белорусский. Допустим, всего на язык и литературу было потрачено 4 полных дня. Для выполнения упражнений по языку в быстром темпе этого времени достаточно, в том смысле, что больше "не хочется", но вот что касается литературы, именно возможности еще читать книги - этого мало, еще 3-4 дня пригодились бы, а всего на белорусский 8...
Но 4 дня на предмет - это получается слишком много. Потому что предметов 14, а дней в четверти меньше, чем 56....
И это только белорусский.
А есть более увлекающие предметы - биология, география, например...
С другой стороны, могло бы в принципе произойти такое погружение, если бы не необходимость браться за предмет по причине скорой сдачи?

В любом случае, вариант изучения предметов блоками во много раз лучше, чем "по 6 уроков в день".
Возможность посвятить одному-двум предметам хотя бы несколько часов или пару дней подряд - это возможность окунуться в другой мир, а не просто проскочить параграф по верхам.
Это актуально практически для всех предметов, связанных с изучением реального мира.
Также это "сработало" с белорусским. Давно известно, что погружение в среду (в данном случае, среда - книги на белорусском) - один из лучших способов изучить язык.
Сработало и с математикой. Хотя тут моя заслуга только как организатора
И думаю, сработает с любым предметом.

Но всё равно ощущение, что не хватает времени. Четверть - это слишком мало и часто.
На самом деле, наиболее точно описать процесс аттестаций может слово "сессия".
Это практически как сессия у студентов в ВУЗах. Только количество экзаменов отличается.
Сейчас получается 14 экзаменов каждую четверть или 56 экзаменов в год...

А есть еще нешкольные "предметы", которые очень интересны, но в школе это не проходят. Это не совсем предметы, как в школе, а скорее "направления". Их у нас несколько. Могло бы быть больше - но опять же: тянет школа и приходится "оптимизировать".
Нешкольные предметы захватывают с головой и была бы воля моей дочки - она бы из них вообще не выныривала... Это то, чем она хотела бы заниматься в жизни как хобби или больше.

Есть еще на очереди интересные курсы, мастер-классы, подобранные мной с точки зрения расширения образовательных горизонтов пользы в дальнейшей жизни и одобренные дочкой, потому что ей просто интересно. Пока они только в очереди: на них нету времени.

В общем, хочется как-ть то оптимизировать процесс аттестации и снизить затрачиваемые на нее ресурсы и время.
По этому поводу появились у меня мысли об аттестации один раз в год.... Что скорее всего нереально в условиях Беларуси. Это только 14 экзаменов в год, а не 56...
Потратили бы мы на нее месяц-полтора, зато всё остальное время свободны заниматься тем, что нравится...







Posts from This Journal by “домашнее образование” Tag

  • II Конференция по семейному образованию в Минске

    Примерно год назад состоялась первая конференция, на которой я была слушателем. В прошедшие выходные, 25 сентября, состоялась вторая конференция, на…

  • Конец учебного года

    Прошел очередной учебный год. Наступило время аттестации и окончания курсов по школьной программе. Официальная часть завершена и я этому очень рада.…

  • Что делать неидеальным мамам-перфекционисткам :)

    Когда ребенок учится в школе, мы, родители, имеем меньшее влияние на формирование его личности. Когда ребенок учится дома, он перенимает от родителей…

  • Как устроен наш хоумскулинг

    Когда наш путь только начинался, я всеми силами пыталась понять, как же это на самом деле устроено, и создать что-то вроде системы для нашей семьи.…

  • Родитель - учитель?! Роль родителя в домашнем обучении

    Вокруг хоумскулинга ходит много мифов. И одним из них является (помимо социализации, конечно :) ): А как можно учить ребенка, не имея образования…

  • Личный опыт хоумскулеров

    Дорогие друзья! Хочу сообщить новость. Некоторое время назад я начала писать статьи для журнала Семейное образование о нашем опыте хоумскулинга. Мои…

  • Начало новой эры

    Я забрала документы из гимназии. Похоже, марафон аттестации прошел не зря. Мы с дочкой составили "план" на вторую четверть: решили с…

  • Марафон аттестации хоумскулера

    В этом году мы впервые сдавали аттестацию один раз в четверть по каждому предмету. Почти по всем. По языкам нужно по-прежнему приходить на письменные…

  • Садись, два! Или кое-что об оценивании.

    Результаты аттестации за первую четверть получились по оценкам ниже, чем были раньше. Дочка не переживает по этому поводу. А у меня смешанные…


  • 1

А не будет такого, что блок будет пройден и благополучно забыт?
Математикой, языками нужно заниматься несколтко раз в неделю обязательно как по мне.


В школе неинтересные темы забываются как только сданы. Кроме тех, которые надо понять или которые формируют целостную картину в голове. Эти предметы не будут забыты. При полноценном погружении появляется интерес, а если есть интерес - запоминается лучше.
Ненужная информация будет забыта. Но меня это не волнует, это хорошо, это мусор. Я верю в то, что мозг способен адекватно сортировать информацию и сохранять важную.
К математике и языкам дети обращаются не только на уроках.
С английским и белорусским могут быть вопросы. Но белорусский в любом случае удастся сохранить, только если проснется интерес к чтению. Если нет - всё равно бесполезно.
Английский будет каждый день, как счас, т.к. пока в жизни активно не используется и его нужно искусственно поддерживать. И сдаваться будет по мере прохождения юнитов.
Кроме того, у всех детей есть летние каникулы. Как-то же переживаются эти 3 месяца и потом учеба возобновляется :) Да, тратится время на вспоминание. Но это не стоит того, чтобы держать в голове 14-предметную кашу целый год :)
Такие мысли. Как будет в жизни никто не знает.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

у нас в прошлом году хорошо шло так: 2-4 дня один предмет, с небольшим переключением на другие, потом переходим к следующему (русский и белорусский брали только за 10 дней до аттестации). Ребенок реально погружался в предмет - ему было интересно.. Сейчас, когда предметов больше и аттестации частые - прям беда. Никак не могу избавиться от напряжения. Не могу расслабиться, ощущение как будто я что-то украла и ко мне каждую минуту могут прийти с обыском ....

Да, у меня похожие ощущения...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account