?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Как поступить в гимназию в Минске
ailey
Или опыт "наивной" мамы первенца.

Наивной в кавычках - это потому что я думала, что знания решают всё. Как оказалось на самом деле - читайте дальше.



Уже осень и прошло много времени с июня месяца, все страсти улеглись, нервы успокоились, последний этап пройден. Теперь можно об этом писать спокойно и без эмоций.

Стоит сказать, что я изначально, еще когда нужно было определиться со школой для ребенка, была настроена на гимназию. За год до школы, я стала водить дочку на подготовительные занятия для будущих первоклашек гимназии-фаворита.
Так сложились обстоятельства, что туда мы в итоге не попали, и пошли в местную школу по прописке. Разница почувствовалась с порога. Надменная амбициозная директриса испортила все впечатление от этой школы. И первые два года я регулярно порывалась перевести дочку в гимназию.
Но сдерживала потрясающая учительница, к которой мы попали: терпеливая, доброжелательная, имеющая огромный гимназический и родительский опыт за плечами. Она была действительно на своем месте и у меня появилась уверенность, что она и без гимназии прекрасно подготовит дочь к поступлению в 5 класс. Я не знала ни программы, ни уроков - дочь училась самостоятельно, хорошо успевала и ей нравилось ходить в школу.
Как только я успокоилась, в начале третьего класса, учительница уволилась и пришла "одна из лучших учителей на параллели". Вот тут я и поняла, что дальше образование моего ребенка - это исключительно мое дело. Оставаться в средней школе с такими учителями совсем не хотелось.


Вообще, весь процесс поступления состоит из трех основных этапов и одного подготовительного. Конечно, до поступления, я об этом не знала.

0 этап - подготовительный.
Итак, за год до поступления я купила сборники для поступающих и мы стали периодически дома писать диктанты и решать контрольные.
Стоит сказать прямо: и диктанты и контрольные легкие. Действительно средний ученик может написать диктанты и решить контрольные.
Первое время мы писали много. Но я заметила, что школа и эта подготовка занимает огромное количество времени, у ребенка оставалось очень мало времени на кружки, любимые занятия и мне это стало не нравится. Школа ведь это не вся жизнь.
В классе дочь входила в пятерку лучших учеников. Контрольные она решала легко, в диктантах иногда были ошибки. Но в общем и целом, я за нее не волновалась, и мы перестали "готовиться" регулярно. Ведь знания для поступления есть, а это главное (так я тогда думала, наивная).
В конце мая, получив оценки за четверть и оценив свои шансы, мы проехались по трем ближайшим гимназиям, выбрали одну из них и подали документы.
Дальше консультации и экзамены.

I этап - официальный или сдача экзаменов. Продолжается примерно 7-10 дней, пока проходят экзамены и становятся известны результаты.
Настроение бодрое, экзамены это не конец света, не поступит так не поступит.
Первый русский. 7. Я удивилась. 10 за год. Ну ладно, как написала, так написала, может волновалась.
Второй математика. 7. Тут я не выдержала. Дочь описала мне все сделанные и возможные ошибки. Я нашла критерии оценивания, получалось 9. Минимум 8, при самом худшем сценарии. Я пошла смотреть работу.
То, что я увидела, как работа была проверена, мне совсем не понравилось.
Я практически сразу пожалела, что не посмотрела работу по русскому языку.
Задания были трактованы экзаменаторами на свой лад, баллы снижались за все, что только можно. Самая "дорогая" задача с полностью верной логикой построения решения оценена в 0 баллов из-за одной арифметической ошибки, хотя по законодательным критериям оценивания это совсем не ноль.
Стоит сказать, что деток, которые учились непосредственно при гимназии, учителя, из год в год получающие опыт проверки работ при поступлении в 5 класс, заранее натаскивают на все нюансы. Поскольку работы очень легкие и бОльшая часть детей их решает, по сути, проверка и отсеивание идет по принципу любого несоответствия написанного решения шаблону - не там знаки препинания, не полный ответ, не развернутое решение. Этого нету в условиях задачи. Просто надо же как-то детей отсеять. Тут меня ждало первое неприятное открытие - знания ничего не решают!
В общем, с горем пополам, я выбила 1 балл, второй не получилось. Предложили пообщаться с представителем из Минобразования завтра. Ок. Тут меня ждало второе открытие. Опустив подробности скажу, что то, что я увидела и выслушала на следующий день было вообще за гранью всякой логики. Я даже не могу это пересказать. Это просто маразм. Если такие люди управляют системой образования, наше образование просто обречено!
Отдельно хочется упомянуть, что во всех гимназиях работы проверяются по-разному: где-то более лояльно, где-то придираются к каждой черточке.
Балл выбить не удалось. Всего получилось 8.
Последний экзамен - белорусский язык. 10. Благодаря умному совету на одном из форумов.
Таким образом, тот самый один балл по математике, который я пыталась выбить, оказался решающим. Для попадания в гимназию не хватило одного балла. В этом году проходной балл в нашу гимназию оказался на 2 балла больше, чем в предыдущих три года.
Казалось бы, поступление в гимназию не конец света и можно спокойно вернуться в свою школу. Но тут следующее открытие - я узнаю, что ВСЕ дети из нашего класса, с оценками выше 8 ушли из школы в гимназии! Для моего ребенка, которому учиться интересно и который тянется к новой информации, продолжать учиться в оставшемся окружении было бы мягко говоря сложно. Если вообще возможно.
Если ребенок набирает достаточное количество баллов, на этом вся эпопея под названием "поступление в гимназию" завершается. Но, как показывает статистика, таких счастливчиков - только половина! 50%! Для остальных деток и их родителей наступает черед следующего этапа.

II этап - полуофициальный или СУМАСШЕДШИЙ. Продолжительность - 1-3 дня между объявлением результатов и официальным приказом о зачислении.
Сумасшедший - это не в кавычках, это реально так.
Дальше работает правило "Кто первый встал, того и тапки".
Родители непоступивших/недобравших баллы детей в срочном порядке забирают документы из гимназии, в которую поступали, и начинают как можно быстрее обзванивать любые всевозможные гимназии, сначала ближайшие, а потом и все остальные.
Если где-то недобор - можно перекинуть документы и получить заветный статус "гимназиста". Кто первый, того и возьмут. Зачем вообще нужен этот статус? Об этом чуть ниже.
Кроме недобора, есть шанс попасть на дополнительный набор. Информация об этом появляется на дверях самих гимназий или можно узнать по телефону.
Никакая информация централизованно, например, на сайте минобразования, не подается.
Дополнительный набор часто сопровождается дополнительными условиями, о которых так же часто по телефону не говорят. Типа проживания или поступления из определенного района города, определенный набранный балл и т.п. Таким образом, родители, вооружившись телефонами, интернетом и транспортом, начинают сломя голову мотаться по городу и искать возможность устроить своего ребенка.
Счет идет даже не на дни, а на часы. Как только количество поданных заявлений равно количеству заявленных свободных мест - набор закрывается.  Забавно, что тут рядом могут оказаться дети с 55 и 49 баллами. А также дети с 55 баллами могу вообще не поступить только потому, что приехали на пять минут позже.
"Маразм крепчал".
Если второй этап завершен неудачно, ребенок не получил статус "гимназиста" и возвращается в обычную школу, то попасть в гимназию можно на свободные места в каждом следующем классе (году) по результатам экзаменов, которые проводятся один раз в год - в августе. Свободных мест бывает в лучшем случае 1-2 на 100 человек параллели или вообще не бывает. Плюс ребенку необходимо опять пройти все три экзамена, отучившись при этом по обычной программе в обычной школе, где "глупо быть умным" (это атмосфера в бывшем 4 классе моей дочери).
Если второй этап завершен успешно, т.е. ребенок получил статус "гимназиста", тогда можно выдохнуть. Впереди возможен третий этап, менее энергозатратный для детей, но не менее затратный для родителей :)
Поэтому-то статус гимназиста очень нужен, если конечная цель всё равно гимназия.

III этап - неофициальный.
Его цель - попадание в желаемую гимназию.
Суть в том, что перевод из гимназии в гимназию происходит в течение года без экзаменов и без других ограничений.
Оно-то и логично: люди не сидят на месте, кто-то квартиру получил, кто-то снял в другом районе, образование детей не должно при этом страдать.
Ограничениями могут быть только "понтовость" гимназии, а соответственно, связи родителей и готовность потратить отдать за место пожертвовать на развитие гимназии n-ю сумму денег.
И, о чудо, даже количество свободных мест перестает быть определяющим! Ребенок может оказаться и 25м и 30м человеком в классе (вместо заявленных при поступлении 20 или 24).
В общем-то, и директоров можно понять. "Лишнего" ребенка надо тоже как-то обеспечивать.
Таким образом, определив ребенка после экзаменов в "какую угодно" гимназию, остается хороший шанс еще до начала учебного года или в первые месяцы после начала переводом попасть в желаемую изначально гимназию.
В связи с тем, что процесс поступления проходит в чрезвычайном напряжении для всех участников процесса, и из-за периодических новостей про "сплошной блат" и "слив информации", воспользоваться связями до этого момента довольно сложно. Официальный этап проходит под бдительным контролем заинтересованных простых смертных.
Иногда случается исключительное везение, когда кто-то из поступивших детей к 1 сентября передумал. Тогда ребенка с высоким баллом могут взять на освободившееся место даже без связей.
Кстати, в результате удачного завершения второго этапа, третий может и не понадобится, если нравится гимназия, в которую в итоге попал ребенок.


Мы вы результате второго этапа нашли неплохую гимназию, в которой по большей части всё нравилось, и я бы не стала заморачиваться с переводом, если бы не ее удаленность от дома - 45 минут на машине или 1,5 часа на транспорте.
По этой причине мы прошли третий этап и перевели дочь ближе к дому.


Что же в итоге? Стоила ли эта эпопея потраченных сил, нервов, финансовых средств?
Стоила лично для меня. Это прежде всего опыт. Близкий контакт с системой образования. Новый опыт для меня и для моего мужа, который сильно впечатлился, хотя до момента объявления результатов экзаменов вообще мало интересовался образованием дочери.
Я не скажу, что опыт позитивный. Мне совсем не понравилось то, с чем я столкнулась. Да, конечная цель - обеспечить ребенка соответствующим мотивированныи и интересующимся окружением - вроде как достигнута. Но посмотрев на всё это изнутри, я крепко задумалась, какова будет итоговая цена: как такая система образования и нахождение такое длительное время в стенах школы (являющейся частью системы образования) повлияет на развитие личности моей дочери в целом. В итоге для нас полученный опыт скорее всего станет промежуточным этапом.


Ну а для тех, у кого вопрос поступления в гимназию на повестке дня, хочу написать несколько советов и рекомендаций
Рекомендации по подготовке:
1) Идите в начальную школу при гимназии чем раньше тем лучше. Лучше с первого класса, если вы заранее настроены на гимназию и ребенок "тянет" учебу. У учителей гимназий огромный опыт проверки вступительных экзаменов и они за 4 года натаскают ребенка на все запятые и двоеточия в оформлении.
2) В 4 классе идите на курсы при конкретной гимназии, особенно, если ребенок не учится в начальной школе при гимназии. Ребенок познакомится с детьми, учителями, стенами, порядком проведения экзаменов и т.п. и будет более комфортно себя чувствовать. Лично мне не нравится идея ходить на курсы целый год и тратить на это дополнительных 3-4 часа в неделю, при том, что результат не гарантирован. Т.е. на мой взгляд предпочтительнее "экспресс" курсы на пару месяцев или недель.
3) Идите на качественные негимназические курсы. Там обычно интересно и на них преподаватели группируют задания и диктанты по типам и в итоге охыватывают ВСЕ работы. Даже если ребенок не поступит, на таких курсах он получит не просто натаскивание, но и развитие мышления.
4) Посмотрите статистику заявленных мест, поступлений и проходных баллов последних лет, мониторьте новости о гимназиях, которые вас интересуют.
5) Распечатайте список с адресами и телефонами всех гимназий города. Сортируйте их по району, личным предпочтениям или шансам на попадание, чтобы на случай появления второго этапа не терять ни минуты.
Рекомендации для экзаменов:
6) Настройте ребенка, что поступление - это так или иначе просто опыт. Если конечно вы хотите сберечь его психику. Страшно смотреть на непоступивших деток и их родителей после года занятий на курсах и железной уверенности в положительном результате. Для них это как конец света.
7) Перед экзаменами по языкам пусть ребенок просто прочитает (можно вслух) все диктанты. Прописать все всё равно уже не получится, а кратковременная зрительная память поможет ребенку вспомнить, где какие буквы и запятые нужно писать.
8) Не наседайте на ребенка в процессе экзаменов, не трогайте перед экзаменами, не пытайте сразу после экзаменов. Старайтесь относится проще. Нервное напряжение способствует тупым ошибкам.
9) Смотрите ВСЕ работы ребенка. Часто оценки снижают ни за что, просто чтобы как-то отсеять детей. Ведь большинство родителей не смотрят работы. Предварительно изучите актуальное законодательство на тему оценивания работ и оспаривания результатов.
10) Идите на все экзамены даже если ребенок получил оценку чуть ниже, чем ожидалось.
Рекомендации после экзаменов:
11) Если по результатам экзаменов ребенок гарантированно не проходит в свою гимназию - сразу забирайте документы и быстро несите туда, куда гарантированно берут или берут с максимальной вероятностью. Не теряйте время на гимназии с маленькими шансами. Не ждите завтра или понедельника.
12) После экзаменов детям нужен отдых, независимо от результата. Ребенок уже сделал всё, что мог, и больше от него ничего не зависит. Остальное пусть его не касается.


Всем удачи!

  • 1

Мой выбор - домашнее образование

Пользователь zhanett84 сослался на вашу запись в своей записи «Мой выбор - домашнее образование » в контексте: [...] д, скажу, что эта цель с поступлением в гимназию была почти достигнута. Дальше было поступление [...]

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Спасибо большое!

пожалуйста!

Какая замечательная и абсолютно правдоподобная статья.Прошли в этом году с дочкой тем же путем, и ,если бы не прочла накануне эти откровения,то гимназия просвистела бы мимо.

Я рада, что пригодилось )

  • 1