?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Школа и социализация.
ailey
Одним из неоспоримых преимуществ обучения в формате классической школы с ежедневным посещением, наличием учителей и классом в 25 человек, называют общение со сверстниками или другими словами - социализацию ребенка.

Никто не станет спорить, я надеюсь, что социализация ребенка на самом деле необходима для успешного взаимодействия с окружающими во взрослой жизни.

На мой взгляд, приобретение социальных навыков является даже более важным, чем приобретение знаний. Так или иначе, будь человек хоть семи пядей во лбу, чтобы реализовать себя и найти свое место в жизни, ему придется взаимодействовать с другими людьми, выражать свою точку зрения, убеждать в своей правоте, просить помощь или принимать ее. Даже если ему не нужны друзья. Не говоря о банальных бытовых вещах типа сходить в магазин за продуктами, заказать билет на самолет/поезд, снять жилье и тп. От того, насколько легко ему будут даваться процессы взаимодействия и от того, как именно он будет презентовать себя и выглядеть в глазах окружающих напрямую зависит скорость реализации его планов и целей, а также конечный результат. Можно иметь гениальные новаторские идеи, но месяцами биться лбом о социальную стену непонимания или "идти напролом", в то время как другой человек с не менее гениальными идеями или наоборот не имеющий особых интеллектуальных способностей, но владеющий сильными социальными  навыками, в это же время сумеет расположить к себе нужных людей и продвинется в нужном ему направлении гораздо быстрее.
Будет ли он работать по найму или "на себя" - это не имеет значение, так или иначе взаимодействие с людьми необходимо и неизбежно.

Но дает ли школа те самые социальные навыки, навыки взаимодействия с другими людьми, которые помогут ребенку в будущем?


Теоретически, научиться социальному взаимодействию можно двумя путями:
1) обучиться целенаправленнно и отработать навыки на практике.
2) приобрести социальные навыки сразу на практике как-нибудь самостоятельно в процессе нахождения в обществе.

В первом случае это займет гораздо меньше времени и конечно в итоге все равно потребуется общество, на котором эти навыки будут отработаны. Но в отличие от второго варианта, обученный человек будет действовать не хаотично и наугад, а осознанно и направленно, используя определенные приемы для достижения нужного ему результата.
Во втором случае процесс будет гораздо более медленным, придется набить немало шишек, прежде чем станет понятно, как и что нужно делать, чтобы добиться своего. Если мы говорим о детях, то спешить вроде как и необязательно и шишки, читай опыт, является даже скорее хорошим бонусом. Также здесь большую роль играет окружение, а если вести речь относительно детей - то и наличие соответствующего взрослого и его личность.

Таким образом, для получения социальных навыков ребенком так или иначе необходимо окружение и ситуации в окружении, максимально приближенные к реальному взрослому миру, но вместе с тем более лояльные к ошибкам, т.к. речь все же о детях, которые, кроме всего прочего, еще только учатся социальному взаимодействию.

Здесь возникает первый вопрос. Похоже ли школьное окружение и школьная жизнь на жизнь реальную?

Взаимодействие взрослых  можно условно разделить на 4 сферы: семья, быт, друзья, работа.

I. Итак, школа-семья. Очевидно, что семейному взаимодействию ребенок учится внутри семьи, а не в школе, и школа ничего в эту сферу общения не вносит. Скорее, забирает. Учиться ведь можно и вместе с братьями-сестрами и родителями, укрепляя таким образом отношения проведенным вместе временем. Но школьное обучение построено по другому принципу и ребенку после возвращения домой необходимо делать уроки в одиночестве.

II. Школа-быт. Применительно к детям начальной школы, можно сказать, что их быт обеспечивают родители, поэтому для них эта сфера еще пока не очень актуальна. Для ребенка-подростка сюда можно отнести умение сходить в магазин за продуктами, в аптеку, заказать еду в кафэ или  по телефону на дом, пользоваться транспортом, метро, вызвать соответствующую службу домой (например, скорая, мчс или просто сантехник) отправить посылку на почте, опалтить услуги в банке, умение выйти из ситуации, если заблудился, вызвать врача или взять талончик если заболел, а также пообщаться с тем же самым врачом. Также, взрослые умеют решать конфликты в этих ситуациях - если например, кассир не отдает сдачу или официант принес не то блюдо и отказывается менять.
В этой сфере применительно к школе можно отнести разве что покупки булочек в буфете. Все остальное остается за пределами школы и школа практически не имеет к этой сфере отношения.

III Школа-работа. Многие считают, что для детей школа - это как работа для взрослых. Типа ребенок в школе как и взрослый на работе: учится находится в коллективе и подчиняться кому-то главному.
Мне такая аналогия совсем не нравится.
Прежде всего, работа - это так или иначе сознательный выбор человека и наличие соответствующей мотивации. У ребенка этого выбора нету, за него выбор делает взрослый, и собственной мотивации тоже нету - в лучшем случае эту мотивацию могут привить родители.
Если взрослому не нравится работа - он может уйти на другую работу. Ребенок не может так запросто по своему желанию изменить школу.
Если взрослого не устраивает содержание его работы в принципе - он может переучиться или начать заниматься чем-то другим. Ребенок этого не может: во всех школах более менее одинаковая программа и используются одни и те же методы обучения с очень маленькими вариациями.
Подчинение главному тоже под вопросом. Ребенок итак постоянно подчиняется родителям, бабушкам-дедушкам. Плюс еще посторонние люди в школе. А если у есть задатки предпринимателя - не логичнее ли развивать именно их, а не способность подчиняться, которая итак априори развивается?
И коллектив. Где, на какой работе есть такой коллектив, где взрослый каждый день находится в тесном окружении 25 человек, сидит бок о бок с кем-то посторонним, вынужден стоять перед всем коллективом и отчитываться начальнику??? Перед глазами встает картина маленького серого человека-винтика в огромной машине-заводе. Который в лучшем случае "делает вид, что работает".
Думается мне, что такая форма обучения могла быть актуальна в прошлом, во времена бурного развития промышленности, где так и могли работать люди в цехах и на заводах. Возможно это даже актуально для современных будущих трудяг на заводах. Но это абсолютно НЕактуально для успешной карьеры сегодня.
Сейчас актуально умение идивидуальной самопрезентации. Но в школах не предусмотрены предметы и задания, обучающие ребенка самопрезентации, помогающие ему этому научиться или хотя бы задуматься, что информация в прочитанном докладе составляет только часть оценки, а вторая часть - это то, как ребенок его "презентовал". Дети учатся этому скорее интуитивно и на основе негативного опыта и замечаний из серии "ты сделал не правильно".

IV Школа-друзья. Это наверное наиболее чувствительная сфера. Многие скажут, что со школы осталось немало друзей, с которыми отношения остаются на очень долго, а иногда и на всю жизнь. Да, возможно эти друзья нашлись именно благодаря школе. Но возможно и другое, что благодаря школе НЕ нашлись другие друзья, поскольку бОльшую часть времени ребенок проводил именно в школьном окружении. Думаю, у спортсменов может быть другая ситуация - там будут друзья по спорту. Смысл в том, что человек заводит друзей среди тех людей, которые его окружают. И в данном случае, хорошо, если в школе подберется соответствующее окружение. Ведь в школы попадают дети всего лишь по территориальному признаку.
Плюс к этому добавим, что ребенок сильно подвержен внешнему влиянию и то, чему он научится, какому формату дружбы, во многом зависит еще и от взрослого, который руководит парадом выступает в роли учителя, особенно в начальной школе. В белорусских школах (как и в садиках) нет никаких особых методик для обучения детей социальному взаимодействию, его облегчению, программ по сплочению детей. Учителя действуют по принципу "досмотра".

Итого, мы имеем:
1) семейным отношениям школа в лучшем случае не помогает, в худшем мешает
2) обучением взаимодействия в бытовых вопросах не занимается
3) к отношениям внутри коллектива на работе не готовит, потому что не является примером того самого коллектива, в котором ребенок мог бы отработать социальные навыки
4) возможно обеспечивает общением с друзьями. но тут есть дополнительные две сильно неопределенные переменные: подходящее окружение и профессионализм учителя.


Как-то я начинаю сомневаться в роли школы в приобретении эффективных социальных навыков.


  • 1
Я была в школе круглой отличницей. Усваивала все неплохо. Однако 3 часа на уроки тратила только в самые легкие дни. У меня английский был каждый день - так вот, только на подготовку домашнего задания по нему я тратила не менее 1,5 часов, потому что нам реально столько задавали. А ведь в день было еще 5-6 уроков кроме него. Прочитать заданное по русской или белорусской литературе (а потом еще английская добавилась!) занимало 1-1,5 часа. Сочинение на 4-5 страниц - это еще дольше. Ах да, еще у нас был немецкий, правда, всего 4 раза в неделю, а потом сократили до 3...
В общем, обычно я учила уроки до ночи. С перерывами на заботу о младшем брате, с которым разница 11 лет. Чтобы было время почитать книжку, я вставала на час раньше - в 5 утра вместо 6. Я не жаловалась, потому что не понимала, что это издевательство над ребенком. А теперь осознаю, что у меня не было детства. Сейчас, когда я работаю на двух работах, у меня и то в разы больше свободного времени!

что вы можете сказать по этому поводу?

(Anonymous)
Недавно наткнулась такую мысль о школе: "В школе приобретаются знакомства и связи. Это необходимо для будущего". Мол, английские аристократы именно для этого детей учат в престижных школах. Там важнее не знания, а свой круг, связи (нетворкинг). Для России это еще актуальнее, у нас тут многое через связи решается. Вы даже не можете предположить, кем станет ваш одноклассник двоечник. Может, вам придется к нему на работу устраиваться. Что Вы думаете об этом?

Re: что вы можете сказать по этому поводу?

Спасибо за интересную мысль.
Мне очень близка мысль о связях и я ее полностью поддерживаю.
Но крепкие связи основываются далеко не на нахождении в одном классе.
Для этого изначально нужно что-то общее. Английских аристократов УЖЕ объединяет то, что они аристократы. Это общие хобби, общие приемы, общие магазины, рестораны и тп - очень много общих мест времяпровождения, где люди определенного круга встречаются в неформальной обстановке. Это стиль жизни. В данном случае школа всего лишь место по интересам для их круга, "для своих", где собираются дети.
Такими же местами для ребенка могут быть компании друзей родителей, двор, хобби, спорт, тренажерка и т.п.
Полноценные связи базируются на чем-то общем, важном, близком для людей, куда они вложили свое время, силы, эмоции и т.п.
В контексте связей во время учебы, на мой взгляд, хороший университет или колледж имеет больше шансов, т.к. студентов уже изначально что-то объединяет.
Обычная школа по прописке - случайные дети. Гимназия - то же, т.к. 90% гимназий выбираются родителями, а не детьми. Схожие интересы банальная случайность, просто повезло.

Edited at 2016-07-13 08:29 pm (UTC)

  • 1