?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Как привить любовь к чтению?
ailey
Моя старшая дочь не расстается с книгами. Она читает дома, в машине, на улице, в очереди, в гостях, в школе на переменках - везде где только выдается свободная минутка. Когда она садится за уроки - она берет книжку и забывает про уроки. Собирается спать - берет книжку и забывает про сон.
Я находила ее глубокой ночью читающей под одеялом с телефоном и с фонариком от будильника.
В детской библиотеке она уже давно перечитала все книги младшего абонемента и переключилась на старший.
Чтобы как-то сберечь зрение - я стала скачивать для нее аудиокниги. Многие достойные книги она прослушала. На какое-то время это стало выходом и осталось как вариант в дорогу, например. Но ощущение книги в руках и процесс чтения увлекает ее больше и вскоре она опять вернулась к книгам.
С появлением планшета она подключилась к чтению книг он-лайн. Бумажные книги по-прежнему фавориты, а в интернете она читает то, что не может найти в библиотеке.
Как мне это удалось?
10492267_10204350386262563_4390261048648761027_n


На самом деле, я не задумывалась об этом до последнего года, пока меня не стали спрашивать всё чаще.
Я не считаю любовь к книгам у дочки своей заслугой, хотя думаю, что как и все мамы мои действия оказали на это значительное влияние.
Дело в том, что у меня никогда не было цели "привить любовь к чтению", с одной стороны, с другой стороны, я сама очень люблю читать и считаю книги - ценнейшим источником информации. И с этой точки зрения, конечно, я хотела ее к этому источнику приобщить.
По большому счету никакой специальной системы я не использовала, не было никакой такой цели "привить любовь к чтению". Я скорее следовала интересам ребенка, используя элементы разных систем и просто свою интуицию, что и привело в итоге к такому результату.
Дальше я попробую сгруппировать основные этапы нашего опыта.
Весь процесс можно поделить на две части: пробудить интерес к книгам и сохранить интерес к чтению.

Предисловие

Впервые я задумалась о приобщении дочки к книгам в ее 2 года с небольшим. Кажется, слишком рано и сложно? Отнюдь :)
Я совсем не ожидала быстрого результата и планировала неторопливо научить ее читать к 4-5 годам (три ха-ха :) ).
Я распечатала карточки с картинками знакомых ей предметов и их подписями печатными буквами, гласные и согласные разных цветов. Параллельно мы с ней каждый день рисовали по одной букве алфавита, тех же двух цветов гласные и согласные, запоминали, находили в карточках и вешали на стенку. В течение дня я ей показывала буквы на стенке и она их называла. Другими словами, использовала элементы системы Домана.
Она очень легко запоминала буквы и узнавала их в словах.
Новые карточки я добавляла, когда видела, что она легко запоминала предыдущие. Через совсем небольшой промежуток времени карточек стало ощутимо больше и она стала узнавать слова отдельно от картинок.
Это потом, спустя годы, я познакомлюсь с мамой особенного мальчика, которая расскажет мне про институт человеческих возможностей Глена Домана. Я узнаю, что научить ребенка читать можно в любом возрасте и в свете новой информации задумаюсь над вопросами "когда, с какой целью и зачем это действительно нужно ребенку?". А пока...
Когда она выучила все буквы и легко узнавала в книжках знакомые слова - я испугалась скорости прогресса. Чуть больше месяца! Я вспомнила, каким запоем я стала читать в детстве книжки и мне стало страшно за ее зрение.
Я приняла решение "свернуть программу". Да, вот так, непоследовательно. Просто всё прекратила.
В ее четыре с небольшим обнаружились проблемы со зрением. Среди прочих рекомендаций была - почаще смотреть вдаль, что отодвинуло чтение еще дальше. И таким образом, в следующий раз мы вернулись к чтению только в пять с хвостиком, когда дольше тянуть уже не получалось никак, несмотря на зрение.
Кроме того, до школы дочка не видела никаких электронных гаджетов и не играла в игры на компьютере.

Как это было

В то время я не сильно разбиралась в детской психологии и еще не успела прочитать такое огромное количество хороших книг, как сейчас. Я не задумывалась над конечной целью воспитания своего ребенка и что я для этого делаю. Но как оказалась, я интуитивно следовала тем принципам, которые оказались мне близки после прочтения множества книг впоследствии.
Оглядываясь назад, я могу сказать следующее.
Самое важное в развитии ребенка - с одной стороны, следовать интересам ребенка, с другой, создавать условия, при которых может возникнуть тот самый интерес. Я не считаю, что дети должны находится в свободном плавании, но и насадить интерес к чему-нибудь считаю гиблым делом.
Важно, чтобы ребенок САМ чувствовал, что ему это нужно (а не потому, что мама сказала).
Таким образом,


Часть I. Как пробудить интерес к книгам?


Пункт 1. Главная задача - создать условия, при которых у ребенка у самого возникнет интерес к книгам.


Как?

1) Читайте сами! Это первый и главный пункт. Дети учатся копированием и родители с книгой - лучший пример для подражания.
В моей семье я обожаю читать. Читаю очень быстро и много. Муж тоже любит читать. Мой папа - фанат книг, у него дома их просто горы. Все другие родные и близкие сами читают разные книжки и позитивно относятся ко всему, что связано с книгами.

2) Окружите ребенка книгами дома. Внешний вид, шуршание страничек, запах типографской краски новой книги или старый аромат видавших виды потрепаных сказок Пушкина - в раннем детстве все эти мелочи становятся частью жизни ребенка и в будущем вызывают приятные эмоции. Это просто шикарно, если у вас уже есть большой красивый шкаф с книгами, но если нет - ничего страшного. Покупайте книги себе. Собирайте домашнюю библиотеку. Не покупайте всё подряд - выбирайте лучшие, те, которые вам действительно хочется иметь дома, красивые снаружи и имеющие ценное содержание внутри. Книги, которые вам захочется ПЕРЕчитать не один раз.
Покупайте книги ребенку. Разные. Для "чтения" маленькому ребенку картонные книжки и пару штук для чтения с ребенком. Немного. Ровно столько, чтобы их количество оставалось небольшим и ребенок не терялся в выборе, из какой книжки он хочет сказку на ночь.
Также мы покупали детские журналы типа Барби, Принцессы, Дисней и т.п.
Они простенькие с точки зрения содержания (а иногда их содержание меня вообще раздражало), но это так или иначе всё равно приобщение к чтению.

3) Запишитесь в городскую библиотеку и ходите туда регулярно (примерно раз в месяц, или чаще - по желанию), чтобы просто провести время, даже если ребенок пока не проявляет интерес к чтению. Эти походы должны быть интересными и желанными. Я не знаю, как у вас в городе, в моем городе в центральной детской библиотеке, куда я записала дочь, есть детский уголок, стилизованный под сказку "Малыш и карлсон" с горочкой, маленькими домиками на рост ребенка, со столиками, стульчиками и полочками внутри.

Также там есть витрина с новыми книжками и наиболее интересными и читаемыми книгами.

И диванчики, на которых можно посидеть и почитать книжку ребенку как в читальном зале.

Кроме того, там регулярно проводятся интересные мероприятия для детей разных возрастов.
Это просто шикарное место для времяпровождения! Тут хорошее описание нашей библиотеки. Записаться можно из любого района.
Туда можно ходить уже начиная лет с 2-3. И так незаметно библиотека и книги станут частью жизни вашего ребенка.

4) Поощряйте то, что связано с книгами - листание страничек, радость от увиденных картинок или желание ребенка "почитать" книжку, пусть и понарошку. Не смейтесь и не подтрунивайте, даже если ребенок не любит или не умеет читать. Я была свидетелем беседы в стиле "Да неужели, ты (!) и аж целую страницу прочитал" после чего ребенок отложил книгу, хотя изначально был очень заинтересован.


Пункт 2. Учите читать интересно!

Вот кому интересно без конца талдычить скучную "мамамылараму"???? Или школьные буквари-учебники???
Так любой интерес можно отбить.
Я слышала хорошие отзывы про букварь Жуковой, но нам им попользоваться не довелось.
В то время были популярны смешарики и как раз была выпущена серия книг "Школа смешариков", состоящая из книг Букварик-Смешарик, Читарик-Смешарик, Словарик-Смешарик.


Их-то я и приобрела!
Еще есть подобные обучающие книги Счетарик-Смешарик и СМЕШуроки на дороге (на диске - серия мультиков Азбука безопасности (правила поведения на дороге, на улице и т.д.)).
Чуть позже три книжки (кроме Словарика и СМЕШуроков) были выпущены в одной - Академия смешариков.
Словарик нам достался в подарок, а все остальные книжки я купила. С практической точки зрения отдельные книжки удобнее.

Букварик - первая книжка. Книга разбита на небольшие уроки. В самом начале предисловие для родителей. Один из пунктов - не заставляйте ребенка заниматься через силу, занятия должны приносить удовольствие.
Через всю книжку рассказывается история и в каждом занятии небольшие задания.
Книга отлично сделана, приятная бумага, яркие картинки с любимыми героями очень привлекают внимание ребенка, а интересную незаконченную историю хочется поскорее прочитать дальше - а значит и дальше выполнять задания и учиться читать.
Занятия интересные и увлекательные, но некоторые довольно объемные для пятилетнего ребенка. Бывало, я останавливала занятия на середине. Дочка возмущалась, требовала, хотела продолжать и ей было интересно. Но из-за усталости уже не могла нормально выполнять задания, расстраивалась. Я прекращала, чтобы не усугублять.

Я уже не помню, сколько точно у нас ушло времени от первой странички этой книги до первых слов. Около четырех недель - примерно так, как было рассчитано в книге.
Сознание, что вот оно! получилось! приносило дочке радость и удовольствие от результата. Читать первые слова и заглядывать в новый мир, выдуманный мир сказки, было очень интересно :)

Дальше важно сохранить этот интерес!


О том, как это сделать я расскажу в следующем посте.

Продолжение: Как привить любовь к чтению? (Часть II. Как сохранить интерес к книгам и любовь к чтению навсегда?)



  • 1
Спасибо! А я сына по-другому учил читать. Дочь попробую и так тоже :)

У каждого свой опыт, я буду рада, если информация вам пригодится!
Интересно, как будет у вашей дочки :)
Про сына поищу в вашем блоге.

Вот опять-таки получается: быть ребёнку примером. И я думаю,то самое верное)))

Да, без примера никуда! :)
Если не мама - то другой авторитетный взрослый должен быть с книгой.
Но одного примера недостаточно. Я видела семьи, где родители читают, а дети нет. В школе их типа учат, но ни о какой любви к книгам нету речи. А сами родители просто не знают, как приобщить детей к книгам дома.

  • 1