?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Лучшие в мире школы
ailey

Не будем углубляться в подробности критериев, по которым происходило ранжирование школ.
Информация в любом случае заслуживает внимание. Каждый родитель хочет для своего ребенка хорошее и качественное образование, которое откроет ему дорогу в будущую успешную взрослую жизнь. Поэтому заботливые родители держат руку на пульсе, изучая информацию об успеваемости своего чада,  сравнивают между собой учителей, классы, ближайшие школы и общаются на эти темы с друзьями-ровесниками детей. У кого есть возможность - изучают зарубежные варианты обучения своего ребенка.
Так или иначе, очень интересно узнать о том, как устроено школьно образование у лучших, у тех, чьи маленькие граждане учатся с удовольствием, всё успевают и потом хорошо устраиваются в жизни.


Случайно наткнулась на статью о тех самых школах и честно говоря, в процессе чтения я впечатлилась. Она была не сказать, что сильно эмоциональной, довольно сухой. Но мне стала интересно и я пошла гуглить.
В процессе чтения о лучших школах, невольно происходит сравнение со школами, в которой учатся свои дети.
Одно дело, когда читаешь структурированный материал в хорошей подаче, и другое дело - когда следом попадаются статьи на других ресурсах, отзывы людей у которых в этих школах учатся дети. И эти статьи и отзывы за редким исключением подтверждают то, что было сказано в первой статье. И между прочим, школы бесплатные.
Конечно, я не думаю, что абсолютно везде и абсолютно всегда всё там идеально. Но нам даже до этого "неидеально" еще как до луны.
Больше всего меня поразил акцент на индвидуальности каждого ученика и стремление [и желание] учителей и школы эту индивидуальность развивать.

Я подобрала некоторые цитаты, которые меня впечатлили. Напомню, речь идет о школах, ученики которых показывают самые лучшие результаты в мире!


Цитаты из статьи (1):

"Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту."

"Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха."

"Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник)."

"Кроме самого обучения, бесплатны обеды, экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км, а также учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники." [...Анриал...]

"Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра  дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание."

"В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности."

"Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее." [...Мечта моей дочки...]

"Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы... Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится."

"Здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем."

"Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках."

"В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!" [...Сколько ж нервов зря трепется у нас в школах с помарками и зачеркиваниями...]


Отзывы реальных родителей:

"От родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

...столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом" (1).

"Учителя пользуются престижем и все со специальным образованием. Учитель - сертифицируемая профессия, одного знания предмета недостаточно, чтобы поступить работать учителем - нужна специальная квалификация. Зарплаты учителей умеренные для свободного рынка профессионалов, но приличные, жить на них всяко можно." (2)

"Если ученик чего-то не усваивает, его очень быстро заметят, обсудят со всех сторон (в тч с родителями) и назначат индивидуальный план коррекции - обычно с привлечением "педагога спец.образования". Такой педагог есть в каждой школе (или один на несколько школ), по-русски он был бы "дефектолог", так как занимается исключительно альтернативными подходами к обучению. Все те, с кем я сталкивалась, просто волшебники - у них феерический арсенал подходов, и они очень быстро и главное - в соответствии с процедурой, предсказуемо - диагностируют вариант трудностей у ученика и раскатывают ее. Работают они в паре с классным учителем и родителями, но от родителей требуется удивительно мало (особенно представляя себе российский подход...). Если, допустим, решено пользоваться карточками - спец.педагог их выдаст. Если нужны подвижные игры особого рода - спец.педагог их покажет и будет играть вместе с учеником и родителями." (2)

"...в школе ... есть вахтер, уборщица и иногда еще и школьные "бабушки" и "дедушки" - добровольцы из числа пенсионеров, которые регулярно приходят в школу помогать - читают младшим вслух после уроков, присутствуют на уроках и переменах, выслушивают детей, играют с ними. (2)


Вы уже догадались о каких школах идет речь? :)


Вот некоторые источники, из которых были цитаты и которые я просматривала

(1) Загадки финской школы: меньше учишься - больше знаешь?
(2) Про финские школы. У этого автора много заметок из первых уст. Например, вот эта, еще и еще
(3) Финская школа глазами русского школьника
(4) Школьное образование в Финляндии по оценке PISA
(5) Школы Финляндии: в чем причина успеха?
(6) Финская школа



  • 1
Отзывы родителей понравились. А приходящие бабушки и дедушки - вообще, чудо. ^)

Главное, и бабушкам-дедушкам хорошо, они при деле, и детям - к ним больше внимания, их слушают и ими занимаются.
Единственное, что не понравилось - это обязательность посещений. Свободное добровольное посещение было бы бесценно.

Местами приветствую, но некоторые положения...
Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.

А какие положения кажутся такими ужасными?

То, что всё обучение, как я понял, строится только на том, что нравится ребёнку. Что не нравится - долой. Но на одном удовольствии далеко не уедешь.
Как потом во взрослой жизни люди обнаруживают для себя надобность трудиться?
Логарифмы и устройство доменной печи не пригодится, если не уметь это применять.
Пользоваться интернетом, калькулятором и банковским кредитом и у нас любой школьник умеет.

Если у ребенка нет к чему-то склонности, то на него не давят и не требуют сверх его возможностей в этом предмете. Дают минимум. Зато в другом, там, где ему нравится, ему дают больше информации и более сложные задания. Мне это нравится.
Как связана надобность трудиться и удовольствие? Или "нравится" автоматически исключает "трудиться"? :)
Наоборот, если человеку что-то нравится, он будет этим заниматься без всяких пинков и мотиваций и более того, он в этом добьется бОльших успехов и результатов, чем в других областях, которые не приносят удовольствие.
Так не лучше ли использовать этот момент и в школах? Давать какой-то минимум для общего ориентира в мире и не растрачивать ресурсы на всё подряд, а развивать то, что получается :) Тогда во взрослом мире ребенком будет выбрана именно "его" любимая отрасль, где "надобность" трудится превратится в "желание" реализовать себя.
Это классно, если у вас любой школьник умеет пользоваться кредитом - посчитать платежи, свои возможности, учесть риски инфляции, девальвации и просчитать выгоду. У нас далеко на каждый взрослый это может. Зато набрать кредитов - это да.

Когда человек берёт кредит, он редко думает логически :)

...на радость банкирам :)

А вообще, должен бы.

Edited at 2015-01-14 10:14 pm (UTC)

А вещи, которые делать скучно или неприятно финские дети умеют?
Например, пардон, унитаз помыть.

А что, этому учат в школе? :)

Нет, но в жизни придётся делать, хоть и неприятно. Как быть?

речь же не о бытовом самообслуживании, а о школе и полезности школьных знаний в будущем.
может какой-нить увлеченный школьник изобретет самомоющийся унитаз ))
а пока, если уж совсем неприятно, можно нанять домработницу, зарабатывая на нее любимым делом ))

  • 1