ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Хоумскулинг в теории: актуальное законодательство.
ailey
Хоумскулинг (homeschooling) в последнее время становится всё более распространенным явлением в Беларуси, как и во всех остальных странах, где в принципе возможно ообразование вне стен школы.
Этому есть много причин, о которых стоит поговорить отдельно.
А сегодня в этом посте я опишу возможности домашнего образования в Беларуси с точки зрения белорусского законодательства в области образования, или, другими словами, с точки зрения теории.


Дело в том, что такого понятия как "домашнее образование" или хоумскулинг в классическом понимании в Беларуси вообще не существует. Однако, несмотря но это, законодательство предоставляет возможности обучения ребенка вне стен школы.
К таким формам обучения можно отнести:
1) Обучение на дому
2) Экстернат
3) Обучение по индивидуальному плану

Обучение на дому предоставляется ребенку, который по состоянию здоровья не может посещать школьные занятия. Соответственно, чтобы оформить обучение ребенка на дому, нужна соответствующая справка о состоянии здоровья. Суть данной формы обучения заключается в том, что к ребенку на дом приходят школьные учителя и преподают школьные уроки по программе. Чаще всего данная форма используется при неожиданных травмах, требующих длительного лечения.

Экстернат предполагает, что ребенок освоил школьную программу самостоятельно и может пройти аттестацию по программе соответствующего года обучения без посещения школьных уроков. Например, в течение второго класса ребенок усвоил программу второго и третьего класса. Тогда в конце года он сдает аттестацию за третий класс и переходит сразу в четвертый. Поскольку образование должно быть непрерывным, нельзя сдать программу за третий класс, погулять год, а потом идти в четвертый. Придется сразу идти в четвертый. Чаще всего такая форма используется при переезде ребенка из другой страны, где школьная программа может значительно отличаться от местной.

И наконец, обучение по индивидуальному плану (сокращенно ОпИП). Это именно та форма обучения, которая наиболее приближена к термину "домашнее образование". К сожалению, в Беларуси полноценное домашнее образование невозможно.
Ребенок, который обучается по индивидуальному плану, прикреплен к определенной школе и проходит в этой школе аттестацию по школьной программе. В первом и втором классе аттестация может проходить редко - раз в четверть или даже раз в год. Но чем старше ребенок становится, тем чаще ему придется приходить в школу и сдавать промежуточный контроль. Что и понятно, т.к. происходит усложнение программы.
Как видим, полностью избавиться от школьных стен не получится. Но на сегодняшний день это максимальная возможность дистанцироваться от школы.
Чаще всего к данной форме обучения обращаются будущие спортсмены, для которых проблематично совмещение тренировок и ежедневное посещение школьных занятий.
А в последнее время также родители, которые имеют другие причины и нежелание обучать своего ребенка в стенах школы.

Итак, что же нужно для того, чтобы оформить ребенка на обучение по индивидуальному плану?
Обратимся к законодательству.
Обучение по индивидуальному плану регулируется Кодексом РБ Об образовании и Положением об учреждении общего среднего образования.
В Кодексе описаны общие правила обучения по индивидуальному плану, в Положении - непосредственная организация процесса в учебном учреждении. Правда в обоих документах в довольно общих чертах.
Ниже приведены статьи, в которых упоминается об особенностях обучения по индивидуальному плану.


Кодекс Республики Беларусь об образовании (13 января 2011 г. № 243-З)

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 3. Государственные гарантии прав в сфере образования
1. Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование.
7. Право граждан Республики Беларусь на образование обеспечивается:
7.6. созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;
7.7. предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;
7.8. созданием необходимого количества мест в организациях для прохождения практики, производственного обучения обучающихся;
ГЛАВА 5. ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья 31. Основные права обучающихся
1. Обучающиеся, за исключением обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

1.5. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
1.7. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
1.10. пользование учебниками и учебными пособиями;
1.11. обеспечение стипендией и другими денежными выплатами;
1.12. обеспечение местом для проживания;
1.13. возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;
1.14. кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
1.15. отпуска, каникулы;
1.16. получение платных услуг в сфере образования;
1.17. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
1.18. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
1.19. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
1.20. участие в управлении учреждением образования;
1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;
1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.
РАЗДЕЛ VIII. ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 24. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования

12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.

17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
Статья 167. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования
1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования включает в себя учебные планы и учебные программы.
2. Учебные планы подразделяются на:
2.1. типовой учебный план общего среднего образования;
2.2. учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования;
2.3. экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования;
2.4. индивидуальные учебные планы.

6. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, на основе учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, и утверждаются их руководителями.


ПАЛАЖЭННЕ
аб установе агульнай сярэдняй адукацыі
ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 20 снежня 2011 г. № 283

42. Адукацыйны працэс пры рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі ажыццяўляецца ў класах, у тым ліку класах інтэграванага навучання і выхавання, спецыялізаваных па спорце класах, вячэрніх класах, групах (пры дзяленні класа на групы) або індывідуальна.

69. Адукацыйны працэс пры рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі для адораных і таленавітых вучняў, а таксама для вучняў, якія па ўважлівых прычынах пастаянна або часова на працягу навучальнага года не могуць наведваць вучэбныя заняткі і праходзіць ва ўстаноўленыя тэрміны атэстацыю, можа ажыццяўляцца індывідуальна ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам.
Пры арганізацыі адукацыйнага працэсу індывідуальна ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам вучань можа асвойваць самастойна змест асвойваемай ім адукацыйнай праграмы агульнай сярэдняй адукацыі часткова або поўнасцю.
70. Для вырашэння пытання аб арганізацыі адукацыйнага працэсу індывідуальна ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам вучань (законны прадстаўнік непаўналетняга вучня) падае заяву на імя кіраўніка ўстановы адукацыі.
Рашэнне аб арганізацыі адукацыйнага працэсу індывідуальна ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам (аб адмове ў арганізацыі адукацыйнага працэсу індывідуальна ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам) кіраўнік установы адукацыі прымае на працягу дзесяці каляндарных дзён з дня падачы заявы вучнем (законным прадстаўніком непаўналетняга вучня).
71. Рашэнне аб тэрмінах і формах правядзення атэстацыі вучня, які асвойвае змест адной з адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам, прымаецца ўстановай адукацыі і даводзіцца да ведама вучня або законнага прадстаўніка непаўналетняга вучня ў пісьмовай форме на працягу пяці каляндарных дзён з дня прыняцця кіраўніком установы адукацыі рашэння аб арганізацыі адукацыйнага працэсу індывідуальна ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам.
72. Вучань, якi асвойвае змест адной з адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам, лiчыцца ў спiсах вучняў установы адукацыі. У класным журнале ў графе аб наведваннi вучнямi вучэбных заняткаў па вучэбным прадмеце (вучэбных прадметах), па якім матэрыял у адпаведнасці з вучэбнай праграмай ён асвойвае самастойна, робiцца запiс – «вывучае самастойна ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам».
73. Арганізацыя адукацыйнага працэсу вучня ў адпаведнасці з iндывiдуальным вучэбным планам можа быць спынена:
па заяве вучня або законнага прадстаўніка непаўналетняга вучня;
па рашэнню ўстановы адукацыі, калі вучань па выніках атэстацыі атрымаў гадавую адзнаку 0 (нуль) балаў па адным
з вучэбных прадметаў, па якім матэрыял у адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам ён асвойваў самастойна.
74. Рашэнне аб спыненні арганізацыі адукацыйнага працэсу вучня ў адпаведнасці з індывідуальным вучэбным планам прымаецца кіраўніком установы адукацыі і ў тыднёвы тэрмiн даводзiцца да ведама вучня або законнага прадстаўнiка непаўналетняга вучня.
75. Выхаваўчую работу з вучнямі класа ўстановы адукацыі пры рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі арганізуе настаўнік, які выконвае абавязкі класнага кіраўніка.



Как видим, несмотря на то, что информация по ОПИП разрознена, если собрать всё воедино, получается довольно неплохая картина: обучение должно учитывать индивидуальные особенности ребенка и если обучение вне школы соответствует его интересам - значит он может обучаться дома. Для школы созданы общие рекомендации по организации такого обучения, аттестации ребенка и оговорены условия перехода на ОПИП и обратно.


Таким образом, законодательство положительно определяет существование домашнего образования в Беларуси.

Как сказала одна моя знакомая: "В Беларуси очень хорошее законодательство. Просто идеальное. Но..."

Чем закончилась фраза, а также о практических реалиях домашнего образования я расскажу в следующих постах.





Другие статьи по теме домашнего образования

  • 1
Спасибо за полезную информацию )))

я рада, что вам пригодилось :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account