?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Хоумскулинг в белорусских реалиях
ailey
В прошлом посте я писала о том, как регулируется домашнее образование в законодательстве или другими словами - в теории.
В этой самой законодательной теории получилось, что всё выглядит очень красиво: и индивидуальные запросы и особенности ученика должны учитываться, и приятные права, и даже соответствующая организация образовательного процесса персонально для конкретного ребенка.
В общем, в теории всё красиво.



Чтобы узнать, как это происходит на практике, почитаем на форумах отзывы родителей, которые оформляли своих детей на ОПИП

Встречаются позитивные отзвывы

"Поделюсь своим опытом. Сегодня подала документы на зачисление в первый класс сына по ИП. Приняли хорошо, настраивала себя на борьбу)), а получили сотрудничество, завуч сказала, что она против такой формы обучения, но отказать нам не имеет права, и рассказала на что обратить внимание."*

"Да, мы на ОПИП не по месту жительства. И сразу объяснили, и не сразу получили "добро". Но не отказали. Директор - мужчина. На мой взгляд, очень повезло именно с его человеческими качествами. Вдумчиво выслушал и действительно постарался помочь (УО было настроено уговорить учиться в школе)."*



Большинство родителей в том или ином виде столкнулись с трудностями и препятствиями

"Нас можно поздравить, слава Богу мы на ОПИП! ... В итоге поехали в школу по прописке в Минск, объяснили свои причины, отдали подготовленное заявление и все. Директор спокойно и доброжелательно нас приняла, завуч была в шоке, но это вообще отдельная история: она умудрилась сделать моему ребенку кучу замечаний за 5 минут его АБСОЛЮТНО СПОКОЙНОГО поведения. Поверьте, это очень странно выглядело, такое ощущение, что ее просто взбесило то, что мы такие живые-радостные-легкие и еще и на домашнее, что мы вне ее власти."*

"Сегодня сходила в школу. Отстреливаться пришлось нехило (даже пожалела, что не было записывающего устройства). Зачем, а как, а почему? Но на самом деле их волновало одно - мы для них дополнительная головная боль. И вот даже ни малейшего интереса к чему-то новому неизведанному, желания что-то познать. Я разочарована. И еще больше укрепляюсь от таких разговоров в верном выборе...
...позвонили нам - дали добро на опип. С каким-то одолжением. "Мы рассмотрели ваши заявления. В обоих конечно бред. Но решили дать вам эту возможность. Только вашему пятикласснику нужно будет сдавать 11 предметов, в том числе труд и физ-ру. Приходите завтра на линейку" Пииииииииииип!"*

"Заявление написали просто "Прошу организовать моему ребенку .... обучение по индивидуальному плану". Все причины в устной форме, не скажу, что просто, но моих волнений было больше....я сначала шла в РОО и объяснила там, далее был разговор с директором школы, они вроде и как отказать не могут, но просто мне кажется не хотят лишние бумаги писать..."*

"Директор пошел на уступки, а заучи стали ставить палки в колеса....требуют причины для опип. Завтра будем наковыривать, а все так хорошо начиналось....."*



Некоторые районные управления образования особенно отличились

"В школе по прописке нам отказали в ОПИП. Сегодня я обошла ещё три школы и везде получила отказ. Я поехала в РОНО к начальнику управления образования и там мне объяснили, что такие причины как многодетность и частые командировки мужа не являются уважительными причинами для ОПИП. Какие причины писали вы? Может мне письмо президенту отправить? Девочки, если честно я в отчаянии."*

"В качестве аргументации я писала, что мы с мужем из-за работы подолгу отсутствуем в стране вместе с детьми...
...только что от директора - эта аргументация ее не удовлетворила, она сказала ,что я подставляю их и себя, т.к. они вынуждены поставить будут ребенка на учет в милицию и если я не захочу поменять место работы - ребенка у меня отберут. Я в шоке. Второй вариант заявления, что ребенок серьезно занимается музыкой и футболом, и что занятия в музыкальной школе и тренировки проходят преимущественно с 13.00 до 18.00 и справки будут предоставлены по первому же запросу - тоже не подходит, т.к. главное - обучение ребенка в школе. Про остаьные нюансы разговора умолчу, т.к. в моей голове такой бред не укладывается.
И вот что делать?..."*



А вот тут почти детективная история

"Я написала заявление о переводе и отправила заказным письмом в школу. На следующий же день начала звонить директор. Мое заявление она восприняла как какую то кляузу. как личный вызов. Вечером же пришла проверка в лице классного руководителя, и сказала, что теперь они будут ходить много и часто. и соцслужба тоже, на основании того, что у моего ребенка много пропусков за полгода, а справки от врача я не предоставила..."*

Казалось бы, почему такое возможно?
Ведь законодательство четко предоставляет возможность родителям обучать своего ребенка по индивидуальному плану.

Прежде всего, это косность мышления работников образования, нежелание развиваться и принимать что-то новое. В последнее время популярность ОПИП значительно выросла, выросло количество детей, обучающихся дома. А для многих директоров школ, сидящих в своих креслах долгое время, это кажется прямо какой-то страшной эпидемией: как родители посмели отказаться от услуг школы? как контролировать детей, которые не появляются в школе каждый день? У нас же на школу возложены не только функции образования, а также еще и воспитания и социальной опеки. Бедные школы. Страх потерять контроль над ситуацией и страх перемен - вот что движет этими директорами.

Но закон есть закон, а значит для отказа в ОПИП должны быть основания.
К основанию об отказе в ОПИП можно подвести ст.167 п.6 Кодекса об образовании Республики Беларусь:

6. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Тут находится единственный камень преткновения между школой и родителем. То есть, нужны уважительные причины! Какую причину считать уважительной? Как определить степень "уважительности"? Кто определяет уважительность причины? Об этом нигде не сказано. Отсюда для некоторых директоров последовал вывод, что именно они, а также органы образования имеют такую власть - определить, достаточно ли уважительные причины у родителей для перевода ребенка на ОПИП.

Так вот. Этот вывод ОШИБОЧЕН. Причину для перевода ребенка на ОПИП определяют именно родители. Обратимся к законодательству. Согласно ст.65 абзац 2 Кодекса Республики Беларусь О браке и семье:

"...За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь."

Таким образом, говоря простым языком, для оформления ребенка на обучение по индивидуальному плану необходимо внятно выразить директору школы свои причины на бумаге и директор не имеет право отказать в ОПИП родителям. Потому что у родителей приоритетное право воспитания своего ребенка и выбора формы образования. Само собой, причины должны быть адекватными и реально соответствовать интересам ребенка, поскольку есть еще органы соц опеки, которые могут вмешаться.
Но если причины действительно уважительны, а директор школы отказывает - любой суд признает правоту родителя.

Но судебных прецедентов по данному вопросу нет и думаю не будет по одной простой причине: никто не хочет делать из своего ребенка таран на пути доказательства своей правоты. Даже если речь идет о домашнем образовании. Поэтому, если родителю отказывают, он просто идет в другую школу.


Как сказала моя знакомая: "В Беларуси очень хорошее законодательство. Просто идеальное. Но... но оно не работает. Благодаря множеству подзаконных актов, указов, приказов и местных писем и инструкций. Плюс самодеятельность чиновников на местах".



Кому и зачем нужно домашнее образование? Как обучать ребенка дома? Как проходит типичный день домашнего ученика?

Об этом и многом другом полезном я напишу в следующих постах.

Всем удачи в обучении своих деток! :)



Другие статьи по теме домашнего образования