ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Обычная жизнь великих писателей. Что хотел сказать автор.
ailey
Честно говоря, в школе я никогда не понимала изучение произведения в контексте "что хотел сказать автор".
Это что, кто-то забрался к нему в голову и выяснил, что именно он хотел сказать? Или может интервью устроили? [...с призраками...] Сомневаюсь. В большинстве случаев это личные домыслы критиков на основе биографии самого автора.
А о собственных впечатлениях, которые намного ярче чьих-то мыслей и остаются у человека навсегда, на уроке и говорить-то было нельзя.
В общем, мне этот момент никогда не нравился.Я не сомневаюсь, что есть авторы, которые сквозь призму своих произведений действительно хотели донести какие-то мысли. Но их пожалуй единицы. А большая часть писателей пишут в свое удовольствие. Просто потому, что не могут не писать. Поэтому и получается хорошо и читается прекрасно.
Сейчас я понимаю, что биографическая информация об авторе, а также представления об эпохе, в которой он жил и писал, помогают понять произведение намного лучше. Но к такому пониманию произведения нужно прийти самому и потом можно обсуждать на уроке. А в школьные годы, благодаря скучнейшей подаче этой информации, я ее пропускала мимо ушей. И в итоге просто наслаждалась произведениями. Что ни говори, а программные произведения были прекрасными.

Сейчас я прохожу белорусскую и русскую литературу по второму кругу со своей дочкой.
К счастью, относительно литературы у нее еще нету этого жуткого стереотипа "если по программе - значит скучно", и читает она с удовольствием.
Не знаю, рассказывали ли им когда-нибудь об эпохах, в которые жили авторы произведений.
Но биографии знать просят. В учебнике их нету, поэтому ищутся они отдельно.
Этим-то я и занималась сегодня на досуге.

Забавно, но сегодня, с высоты прожитых лет, все эти цифры и события чужой жизни предстают совсем в ином свете: они создают атмосферу, оживают и в момент чтения я представляю себе не какого-то абстрактного писателя, а живого человека. Со своими мыслями, чувствами, стремлениями.

Одной такой биографией я впечатлилась.

"пазнаёміўся з нелегальнай рэвалюцыйнай літаратурай, уключыўся з грамадскую дзейнасць, вёў тлумачальныя гутаркі з сялянамі. У 1905 годзе склаў петыцыю пінкавіцкіх сялян з патрабаваннямі да памешчыка, за гэта на пачатку 1906 года быў пераведзены з Пінкавіч на працу ў Верхменскае народнае вучылішча"

"Актыўна ўдзельнічаў у нелегальным настаўніцкім з'ездзе (9.7—10.7.1906) у Мікалаеўшчыне, з'езд разагнала паліцыя і ... забаранілі настаўнічаць."

"без адпаведнага дазволу адкрыў прыватную школу."

"Неўзабаве быў арыштаваны і 15.9.1908 года асуджаны на 3 гады турэмнага зняволення."

"абвінавачваўся ў ажыццяўленні праграмы Усерасійскага саюза настаўнікаў, скіраванай, на думку ўладаў, на падрыў існага ... грамадскага ладу, а таксама ў складанні адозвы да настаўнікаў, якую не пісаў, але сапраўднага аўтара не выдаў."

"Па вызваленні (1911) з верасня ... без дазволу навучаў дзяцей чыгуначнікаў"



Не глядя на его имя, я бы сказала "Что ж за человека-то такой!" И как его пустили к детям????
Я вдруг ясно представила себе картинку такого учителя у моей дочки... Нет уж, спасибо.


А на самом деле он "Народны паэт Беларусі, Акадэмік АН Беларусі, Заслужаны дзеяч навукі Беларусі".
Это Якуб Колас, если кто не догадался.

Вот такая бурная жизнь остается за кадром, рождая прекрасные произведения.


  • 1
а ведь правда. ни одной биографии не прочитала в школе. вообще не воспринимала эту первую страничку. странно, почему? может упущение нашей системы, что нам не прививали интерес к этому моменту?

система больна насквозь, это факт.
кроме этого есть другие причины, помимо явления "если задано в школе - значит скучно" и отношения ко всему, что связано со школой.
1. биография довольно специфичный тип произведения. чтоб было интересно читать биографию, нужно, чтоб был интерес к тому человеку, о ком биография.
о ком вам интересно было бы вот счас почитать и почему? :)
а в 12-14 лет о ком вы бы почитали? :)
2. кроме п.1 в 12-14 лет вообще не свойственен интерес к другим людям в контексте прожитых ими жизней. и уж тем более к "великим" после произведений, скучно поданных в школе. в этом возрасте живут здесь и сейчас, а не думают о наполненности промежутка между рождением и смертью. подростки только начинают этому учиться :)

честно говоря, думаю, если бы в целом обучение в школе было более системным на всех уроках - может и видели бы школьники причину переживаний автора в его личной жизни и в том времени, когда он жил. тогда бы и интересовались больше.
вот тут немножко об этом http://ailey.livejournal.com/60344.html

я начала читать биографии после 25 лет. когда мне интересен человек, я ищу о нем информации чем больше тем лучше и в разных источниках.

Edited at 2015-02-02 01:30 pm (UTC)

в 12-14 точно не об авторе, если только это не проказник какой, или о его приключениях а-ля капитан грант и прочее. уж политико-любовно-исторические перипетии в этом возрасте точно мимо.

вот и ответ на вопрос ;)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account