Ailey (ailey) wrote,
Ailey
ailey

Categories:

Как родители приходят к домашнему образованию

Сразу скажу, что речь не идет об обучении на дому по медицинским показаниям.
Речь идет об обучении дома по желанию, которое подкреплено какими-то причинами, не критичными для посещения школы. И домашнее обучение является только предпочитаемым вариантом, но не единственным.
Так почему же родители выбирают именно его? Как они приходят к такому выбору?



Существует множество путей, которыми родители приходят к домашнему обучению, и все они отличаются друг от друга.
Еще раз повторюсь. Домашнее обучение - это только один из вариантов, который видится родителям как наилучший в сложившихся обстоятельствах. Другие родители при тех же обстоятельствах выбирают школьное обучение и для них это тоже наилучший выбор. В общем, каждому своё. Дальше речь пойдет о тех, кто выбрал домашнее образование.

Отдельно хочу сказать о родителях, чьи дети не посещают ни школу ни садик.
Чаще всего это связано с приоритетом духовного развития. Обычно в таких семьях мама занимается домом и детьми и у нее есть возможность обучать детей самой. Или работа мамы просто позволяет это делать и есть надежные помощники. Родители желают привить детям определенные ценности и видят в этом не менее важную задачу, чем обучение школьным предметам. Очевидно, что при наличии школы, одноклассников и учителей с непонятным мировоззрением и ценностями в таком нежном возрасте, когда личность ребенка только формируется - это будет куда более затруднительно. Кроме этого, также учитываются более широкие возможности для образования дома. Дети растут в семьях, общаются с братьями-сестрами и близкими по духу друзьями родителей, учатся вместе и помогают друг другу. Они социализируются, учатся общаться и дружить не в свободном плавании в школе или садике со всем его многообразии, а при поддержке небезразличных взрослых.

Оставшаяся часть родителей изначально отдает предпочтение социализации в обществе незнакомых детей и незнакомых взрослых, определяя детей в садики и школы. Но потом приходит к варианту домашнего обучения.
Дальше я расскажу, как приходят к домашнему обучению те, чьи дети уже пошли в школу.

Ориентация на местности (понимание ребенка)
Для того, чтобы у родителей вообще возникла мысль обучать своего ребенка дома, они должны как минимум быть в курсе событий его жизни и его внутреннего состояния. К сожалению, далеко не все родители этим занимаются. Я бы даже сказала, что основная часть современных родителей больше интересуется успеваемостью ребенка, чем внутренним состоянием.
В семьях без помощников, когда оба родителя работают полный рабочий день - маленький ребенок в продленке, старший - сам приходит со школы, один делает уроки и ходит по кружкам. Члены семьи более разобщены и погружены в личные жизни, чем в общесемейные дела. В таких семьях просто физически не остается времени на какие-то задушевные разговоры. Вечером в будние успеть бы выучить уроки, приготовить покушать да спать вовремя лечь, чтобы завтра были силы подняться рано утром.
Остаются только выходные. Кому-то хочется и самому отдохнуть, а кто-то может и с детьми пообщаться.
Если кто-то из родителей посвящает работе меньше времени, тогда больше времени остается на семью и детей.
Те, кто за жизненной суетой находят время на общение с детьми, со временем приходят к следующему этапу.

Обозначение проблемы
Следующий этап - это такой небольший анализ, когда мы уже давно и долго наблюдаем за ребенком, слушаем его и можем связать причины и следствия событий его жизни, мыслей, чувств и общего состояния удовлетворения жизнью. Чаще всего на этом этапе у родителей обычного среднего школьника возникают смешанные чувства, когда с одной стороны, кажется, что школа, оценки, уроки - это билет в будущее, но с другой стороны, жизнь ребенка похожа на гонку, он не выглядит счастливым, кажется замученным, уставшим.
Если в дополнение ко всему ребенок изначально не очень хорошо вписался в школьную жизнь - с течением времени проблемы усугубляются.
При наличии активной жизни до школы, с началом школы возникает сильный контраст с внешкольной жизнью и школа очень быстро начинает напрягать количеством отнимаемого времени, ведь всё, что вне школы пока никуда не делось и также требует сил и времени. А если при этом ребенок шел в школу подготовленным - тогда уроки превращаются просто в пытку "высидеть". Учитывая, что у родителя и ребенка хороший контакт - родители это замечают и задумываются.

Рождение вариантов решения проблемы
На этом этапе часть родителей, столкнувшихся с проблемами, решает их в рамках школы, а часть приходит к домашнему обучению.
Возможны три варианта.

1) Перегрузка. Родители по-прежнему считают хорошую школу и оценки необходимым условием успеха в будущем, но и отказываться от спорта/музыки/творчества и т.п. не хотят. Часто, родители не хотят замечать, что ребенку тяжело и внегласно ждут от него стараний и рвения во всех областях. Часть родителей не видят другого варианта: школа важна, но и одной школы для развития ребенка недостаточно. Нагрузка идет по нарастающей, усталость переходит в хроническую и к старшим классам мы имеем 16-часовой рабочий день школьника. Помимо справки, периодически родители разрешают детям пропускать пару дней для отдыха и восстановления. Надо сказать, что иногда это неплохой вариант. Бывают дети, которые могут справляться с такой нагрузкой и терять при этом не сильно много здоровья или по крайней мере не столько, чтобы от чего-то отказываться.

2) Приоритет школе. Хорошая школа является асболютным билетом в успешное будущее по мнению родителей. С ростом нагрузки  и усталости ребенка постепенно спорт/музыка/кружки отваливаются по одному, пока к старшим классам не остается собственно сама школа + репетитор или курсы для поступающих. Иногда удается сохранить что-нибудь из внешкольных занятий "для души".
При наличии приоритета школе, дети с любыми другими проблемами помимо наличия кружков (поведение, отношения со сверстниками, успеваемость и т.п.) также продолжают посещать уроки в классе и делать домашнее заданее дома, на ходу "латая дыры" школьной системы при помощи курсов, психологов, репетиторов и других специалистов. Иногда это даже удается.

3) Приоритеты не связаны со школой. Школа является только частью жизни и не самой важной. Как я и писала выше, если ребенок вел активную жизнь до школы и это продолжает ему нравится - школа становится проблемой. Многие родители начинают писать записки о пропусках, предоставлять справки о расписании тренировок, освобождения на время сборов и репетиций, ищут другие возможности не посещать уроки.
При этом, часто дети, занятые в разных сферах вне школы, более развиты по сравнению со сверстниками, имеют широкий круг общения, быстрее схватывают новую информацию. И как результат не нуждают остро в школьных друзьях и хорошо справляются со школьной программой вне школьных стен. Время в школе становится отсидкой.
Для детей с проблемами (поведение, отношения, отметки и т.п.) время в школе также становится отсидкой. Таким детям нужен подход, учитывающий индивидуальные особенности личности. Помогать ребенку подружиться или справиться со стеснительностью не входит в задачу учителя. Устаревшие школьные методики никак не помогают усвоить новый материал, а наличие еще 24 человек в классе только усугубляют проблему. В результате отсидев свой рабочий день в школе, ребенок приходит домой и начинает всё по новой проходить с родителями.
С течением времени и отстутствием возможностей полноценно заниматься частью жизни вне школы или отсутствием результатов в решением школьных проблем (поведение, общение и т.п.) возникает желание снизить или исключить количество школьного времени.
Таким образом появляется решение о домашнем образовании.

Оценка собственных возможностей организации обучения ребенка дома.
Дальше дело техники. Изучение законодательных возможностей, опыта других родителей, возможностей более эффективного дополнительного или альтернативного образования в виде профильных кружков, помощи других взрослых, репетиторов. Оценка свободного времени родителя, который мог бы организовать обучение ребенка дома и помочь ребенку на первых порах. И т.д.


Когда проработаны все вопросы, ребенок оформляется на домашнее обучение.


Примерно таким путем родители приходят к варианту обучения своих детей дома.
Более подробно о причинах, преимуществах и недостатках домашнего образования я напишу в следующих постах.


Всем наилучших решений, правильного выбора и удачи в обучении своих деток!





Другие статьи по теме домашнего образования
Tags: домашнее образование, домашнее обучение, образование, хоумскулинг, школа
Subscribe
promo ailey january 21, 2015 10:04 5
Buy for 30 tokens
Несмотря на то, что законодательство предоставляет хорошие возможности для обучения ребенка дома, в реальности, большинство родителей сталкиваются с трудностями. В этом посте я по шагам опишу процесс оформления ребенка на обучение по индивидуальному плану, расскажу, как минимизировать возможные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments