ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Как родители приходят к домашнему образованию
ailey
Сразу скажу, что речь не идет об обучении на дому по медицинским показаниям.
Речь идет об обучении дома по желанию, которое подкреплено какими-то причинами, не критичными для посещения школы. И домашнее обучение является только предпочитаемым вариантом, но не единственным.
Так почему же родители выбирают именно его? Как они приходят к такому выбору?



Существует множество путей, которыми родители приходят к домашнему обучению, и все они отличаются друг от друга.
Еще раз повторюсь. Домашнее обучение - это только один из вариантов, который видится родителям как наилучший в сложившихся обстоятельствах. Другие родители при тех же обстоятельствах выбирают школьное обучение и для них это тоже наилучший выбор. В общем, каждому своё. Дальше речь пойдет о тех, кто выбрал домашнее образование.

Отдельно хочу сказать о родителях, чьи дети не посещают ни школу ни садик.
Чаще всего это связано с приоритетом духовного развития. Обычно в таких семьях мама занимается домом и детьми и у нее есть возможность обучать детей самой. Или работа мамы просто позволяет это делать и есть надежные помощники. Родители желают привить детям определенные ценности и видят в этом не менее важную задачу, чем обучение школьным предметам. Очевидно, что при наличии школы, одноклассников и учителей с непонятным мировоззрением и ценностями в таком нежном возрасте, когда личность ребенка только формируется - это будет куда более затруднительно. Кроме этого, также учитываются более широкие возможности для образования дома. Дети растут в семьях, общаются с братьями-сестрами и близкими по духу друзьями родителей, учатся вместе и помогают друг другу. Они социализируются, учатся общаться и дружить не в свободном плавании в школе или садике со всем его многообразии, а при поддержке небезразличных взрослых.

Оставшаяся часть родителей изначально отдает предпочтение социализации в обществе незнакомых детей и незнакомых взрослых, определяя детей в садики и школы. Но потом приходит к варианту домашнего обучения.
Дальше я расскажу, как приходят к домашнему обучению те, чьи дети уже пошли в школу.

Ориентация на местности (понимание ребенка)
Для того, чтобы у родителей вообще возникла мысль обучать своего ребенка дома, они должны как минимум быть в курсе событий его жизни и его внутреннего состояния. К сожалению, далеко не все родители этим занимаются. Я бы даже сказала, что основная часть современных родителей больше интересуется успеваемостью ребенка, чем внутренним состоянием.
В семьях без помощников, когда оба родителя работают полный рабочий день - маленький ребенок в продленке, старший - сам приходит со школы, один делает уроки и ходит по кружкам. Члены семьи более разобщены и погружены в личные жизни, чем в общесемейные дела. В таких семьях просто физически не остается времени на какие-то задушевные разговоры. Вечером в будние успеть бы выучить уроки, приготовить покушать да спать вовремя лечь, чтобы завтра были силы подняться рано утром.
Остаются только выходные. Кому-то хочется и самому отдохнуть, а кто-то может и с детьми пообщаться.
Если кто-то из родителей посвящает работе меньше времени, тогда больше времени остается на семью и детей.
Те, кто за жизненной суетой находят время на общение с детьми, со временем приходят к следующему этапу.

Обозначение проблемы
Следующий этап - это такой небольший анализ, когда мы уже давно и долго наблюдаем за ребенком, слушаем его и можем связать причины и следствия событий его жизни, мыслей, чувств и общего состояния удовлетворения жизнью. Чаще всего на этом этапе у родителей обычного среднего школьника возникают смешанные чувства, когда с одной стороны, кажется, что школа, оценки, уроки - это билет в будущее, но с другой стороны, жизнь ребенка похожа на гонку, он не выглядит счастливым, кажется замученным, уставшим.
Если в дополнение ко всему ребенок изначально не очень хорошо вписался в школьную жизнь - с течением времени проблемы усугубляются.
При наличии активной жизни до школы, с началом школы возникает сильный контраст с внешкольной жизнью и школа очень быстро начинает напрягать количеством отнимаемого времени, ведь всё, что вне школы пока никуда не делось и также требует сил и времени. А если при этом ребенок шел в школу подготовленным - тогда уроки превращаются просто в пытку "высидеть". Учитывая, что у родителя и ребенка хороший контакт - родители это замечают и задумываются.

Рождение вариантов решения проблемы
На этом этапе часть родителей, столкнувшихся с проблемами, решает их в рамках школы, а часть приходит к домашнему обучению.
Возможны три варианта.

1) Перегрузка. Родители по-прежнему считают хорошую школу и оценки необходимым условием успеха в будущем, но и отказываться от спорта/музыки/творчества и т.п. не хотят. Часто, родители не хотят замечать, что ребенку тяжело и внегласно ждут от него стараний и рвения во всех областях. Часть родителей не видят другого варианта: школа важна, но и одной школы для развития ребенка недостаточно. Нагрузка идет по нарастающей, усталость переходит в хроническую и к старшим классам мы имеем 16-часовой рабочий день школьника. Помимо справки, периодически родители разрешают детям пропускать пару дней для отдыха и восстановления. Надо сказать, что иногда это неплохой вариант. Бывают дети, которые могут справляться с такой нагрузкой и терять при этом не сильно много здоровья или по крайней мере не столько, чтобы от чего-то отказываться.

2) Приоритет школе. Хорошая школа является асболютным билетом в успешное будущее по мнению родителей. С ростом нагрузки  и усталости ребенка постепенно спорт/музыка/кружки отваливаются по одному, пока к старшим классам не остается собственно сама школа + репетитор или курсы для поступающих. Иногда удается сохранить что-нибудь из внешкольных занятий "для души".
При наличии приоритета школе, дети с любыми другими проблемами помимо наличия кружков (поведение, отношения со сверстниками, успеваемость и т.п.) также продолжают посещать уроки в классе и делать домашнее заданее дома, на ходу "латая дыры" школьной системы при помощи курсов, психологов, репетиторов и других специалистов. Иногда это даже удается.

3) Приоритеты не связаны со школой. Школа является только частью жизни и не самой важной. Как я и писала выше, если ребенок вел активную жизнь до школы и это продолжает ему нравится - школа становится проблемой. Многие родители начинают писать записки о пропусках, предоставлять справки о расписании тренировок, освобождения на время сборов и репетиций, ищут другие возможности не посещать уроки.
При этом, часто дети, занятые в разных сферах вне школы, более развиты по сравнению со сверстниками, имеют широкий круг общения, быстрее схватывают новую информацию. И как результат не нуждают остро в школьных друзьях и хорошо справляются со школьной программой вне школьных стен. Время в школе становится отсидкой.
Для детей с проблемами (поведение, отношения, отметки и т.п.) время в школе также становится отсидкой. Таким детям нужен подход, учитывающий индивидуальные особенности личности. Помогать ребенку подружиться или справиться со стеснительностью не входит в задачу учителя. Устаревшие школьные методики никак не помогают усвоить новый материал, а наличие еще 24 человек в классе только усугубляют проблему. В результате отсидев свой рабочий день в школе, ребенок приходит домой и начинает всё по новой проходить с родителями.
С течением времени и отстутствием возможностей полноценно заниматься частью жизни вне школы или отсутствием результатов в решением школьных проблем (поведение, общение и т.п.) возникает желание снизить или исключить количество школьного времени.
Таким образом появляется решение о домашнем образовании.

Оценка собственных возможностей организации обучения ребенка дома.
Дальше дело техники. Изучение законодательных возможностей, опыта других родителей, возможностей более эффективного дополнительного или альтернативного образования в виде профильных кружков, помощи других взрослых, репетиторов. Оценка свободного времени родителя, который мог бы организовать обучение ребенка дома и помочь ребенку на первых порах. И т.д.


Когда проработаны все вопросы, ребенок оформляется на домашнее обучение.


Примерно таким путем родители приходят к варианту обучения своих детей дома.
Более подробно о причинах, преимуществах и недостатках домашнего образования я напишу в следующих постах.


Всем наилучших решений, правильного выбора и удачи в обучении своих деток!





Другие статьи по теме домашнего образования

  • 1
мне кажется главным недостатком такого образования является некая изолированность что-ли. все равно придется выходить в большой мир, учиться в институте, искать работу, строить карьеру, а для этого нужно уметь вести себя в коллективе, конкурировать, справляться с неприятностями. всему этому в софт-режиме ребенок учится в садике и в школе. жизнь к сожалению не усеяна розами и маленькому человеку нужно научиться жить в этом жестоком мире...

конкурировать, общаться, искать работу, строить отношения и карьеру и тп школа не учит (ее задача - дать знания). кто-то учится сам, кто-то не может и обрастает комплексами. большинство так или иначе учатся этому всё равно вне школы.
с профессионалом на тренингах или курсах все эти вещи усваиваются в разы быстрее, эффективнее и отрабатываются в широком окружении, которое выходит за рамки школы.
таким образом, человек выходит в мир имея в арсенале множество эффективных практических приемов для разных ситуаций.
можно научить ребенка плавать, бросив в воду. а можно - с профессиональным тренером.
вы бы как предпочли?
школа уже не является моделью современного изменившегося мира. она была такой 100 лет тому назад и отвечала тем условиям. сегодня - нет. я немного писала об этом тут http://ailey.livejournal.com/35465.html
миф о роли школы в социализации - один из самых живучих :) домашнее образование не означает "в 4 стенах дома", оно означает "вне 4х стен школы" :)
про социализацию и школу - тут http://ailey.livejournal.com/35803.html

согласна насчет того что школа устарела, но учиться на тренинге как общаться с людьми - это не слишком? не лучше ли чтобы это процесс был естественным, и начинался с раннего детства?
человек же вырастет эгоистичным перфекционистом, полностью сосредоточенным на себе, вероятно с проблемами в общении.

социализация человека начинается буквально с рождения, когда он начинает взаимодействовать с мамой. потом добавляется папа, сестры-братья, бабушки-дедушки. с первым выходом на улицу - чужие окружающие люди и т.п.
чтобы ребенок был лишен естественного общения - это надо ну очень сильно постараться и специально изолировать его.
я думаю, вы не совсем понимаете, что такое тренинг. если бы у нас в садиках и в школе помогали научиться конструктивному общению - не было бы травли, изгоев, обзываний и многих других проблем среди детей. думаю, я в ближайшее время напишу об этом, т.к. многие не понимают что это и зачем это нужно.
какое отношение имеют эгоизм, перфекционизм и т.п. (ваше последнее предложение) к данной теме?

мамы-папы бабушки-дедушки которые сопли вытирают чаду до совершеннолетия, а порой и дальше имеют непосредственное отношение к развитию нездоровой концентрации на себе и своей личности. которое и влечет за собой различные личностные расстройства, втч и префекционизм.
что такое тренинг я знаю прекрасно - 5 лет педагогического стажа.
этот метод больше подходит для взрослых людей.
а травля, изгои и обзывания, как раз не от отсутствия конструктивного общения, а от отсутствия правильного воспитания.

тренинги для детей конечно отличаются от тренингов для взрослых. но от этого они не менее эффективны.
а что, воспитание не включает общение? проблемы родитель-ребенок почти всегда связаны с общением.
взаимодействие между родителями и ребенком происходит как раз через общение. и эти модели взаимодействия ребенок усваивает первыми.
дальше уже близкие, друзья во дворе, друзья по интересам, магазины, поликлиники, воспитатели, учителя и т.п.
если семейное взаимодействие неконструктивное, в школе этому не учат, багажа за плечами еще нет - то каким образом ребенок должен понять, что можно по-другому и как именно он должен себя повести, чтобы быть услышанным или понятым?
почему бы ребенку не показать, что это возможно, и ясный путь для достижения этого?
в "проблемных" классах проводят часы, направленные именно на конструктивное взаимодействие и общение друг с другом.
можно конечно барахтаться в водичке до берега или до смерти. а можно послушать профессионального тренера и просто научиться плавать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account