?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
О личности, достоинстве и школе
ailey
Ребенок, идя в школу, чаще всего оказывается в принципиально новой для него системе координат. Все устроено иначе - еда, общение, "мизансцена", собственный статус и статус другого, одним словом, все.
Как отличить в этом "иначе" правильное от неправильного? Как понять, когда я встречаюсь с проявлением обычной школы, той самой, которая должна стать мне домом, в которую отправили меня родители и чем-то, чего не должно происходить?
Когда учитель кричит - это правильно или неправильно? Когда меня унижают - все в порядке или что-то идет не так?
Когда у меня отнимают право на собственное понимание - это является школьной нормой или исключением из правил?
Если меня обижает взрослый - я должен терпеть или просить о помощи?
Как маленькому человеку разобраться в этой запутанной системе?



В конце поста я дописала свои мысли на эту тему.

_________________________________________

Оригинал взят у zicer в Между
"Я только через десять лет узнала о тех ужасах, которые ему пришлось пережить в начальной школе", - с горечью сказала мне мама одного молодого человека.
"Я совершенно случайно услышала, как учительница кричит на мою дочь", поделилась другая.
"Она в последнее время очень грустная, но говорит, что в школе все нормально", - волнуется третья.
Правильно волнуется. Зачастую у нас действительно нет никакой возможности узнать, как им там живется, в их первом классе.
Положение усугубляется тем, что такую ситуацию, в которой человек не может рассказать правду, попросить о помощи построили мы сами.
Происходит это примерно так.
Ребенок, идя в школу, чаще всего оказывается в принципиально новой для него системе координат. Все устроено иначе - еда, общение, "мизансцена", собственный статус и статус другого, одним словом, все.
Как отличить в этом "иначе" правильное от неправильного? Как понять, когда я встречаюсь с проявлением обычной школы, той самой, которая должна стать мне домом, в которую отправили меня родители и чем-то, чего не должно происходить?
Когда учитель кричит - это правильно или неправильно? Когда меня унижают - все в порядке или что-то идет не так?
Когда у меня отнимают право на собственное понимание - это является школьной нормой или исключением из правил?
Если меня обижает взрослый - я должен терпеть или просить о помощи?
Как человеку разобраться в этой запутанной системе?
Ведь взрослый наверняка прав. Правда-правда. Знаете, как тяжело в 7 лет понять, а тем более принять, что взрослый может быть злым, гадким, мерзким человеком? Что он может вредить тебе? Что твое право на защиту действительно существует. Что плох не ты, а он, что нет ни единой причины терпеть эту муку, что в школе должно быть хорошо и приятно.
К несчастью, намного более понятна позиция "это я плох, я что-то делаю не так, учитель лучше знает, я должен стараться его удовлетворить"... Тем более, что именно эта позиция услужливо предлагается взрослым миром.
Это подогревается всей системой романтизации школы: там хорошо, это очень интересно, каждый человек должен учиться, ты уже взрослый и поэтому идешь в школу и т.д.
Как в таком положении человек может поделиться своим несчастьем? Он оказывается один на один с тяжелейшей ситуацией, практически как в древнегреческой трагедии: выбор между плохим и худшим. Нет, нет, это не преувеличение - проверьте сами. Какой высочайший уровень доверия к себе и своим близким должен быть у человека, чтобы сначала сказать "я не ошибаюсь: мне плохо и так не должно быть, даже при том, что все делают вид, что хорошо", а затем прийти с этим к родителям. И быть уверенным, что ему не устроят третейский суд, "разбор полета", а встанут на одну с ним сторону? Пересилив себя, обращается человек за помощью, открывает конкретные ситуации и... слышит ответ: "не придумавай, этого не может быть!" Или "Ну что же делать, нужно стараться! Потерпи! Ты в очень хорошей школе, привыкнешь",- и тому подобное.

Вот так и оказывается человек в безвыходной ситуации: с одной стороны ему по всем признакам очень плохо, с другой - все окружающие транслируют, что должно быть очень хорошо. Только нужно стараться, терпеть, подчиняться и пр.
С одной стороны его каждый день спрашивают, как дела в школе, с другой - он не может, не умеет, не имеет права рассказать о своих тяготах ожидающим ответа "все нормально". Он очень старается быть "хорошим", то есть соответствовать той картине мира, в которую помещен. Значит, придется справляться самому.
Эта ноша оказывается часто непомерно тяжелой для человека. Непосильной. И он ломается. И вовсе необязательно мы замечаем эту ломку. Ведь не всегда (к счастью) ребенку "дарят" заикание или депрессию. Чаще он просто учится все больше делать вид, что он " как все". Тем способом, который ему понятен. И зажатый в эти страшные тиски между собственной натурой и внешней системой координат, он и всасывает в себя по капле раба. Того, у которого нет права на чувства, эмоции, собственное поведение, собственный интерес.
С этой точки зрения подготовка к школе просто необходима. Человек должен твердо знать, что такое личность. Практически знать. Он должен быть готов защитить себя - и сам, и с помощью близких. Он должен ощущать что такое собственное достоинство, личная свобода. И если встретится на его пути человек, посягающий на это, он должен уметь отличить такое посягательство от нормы. И уметь дать отпор. И нам, родителям, тоже хорошо бы вспомнить, как это делается.
Так что готовьтесь к школе. И не слишком надейтесь, что "тайное становится явным".


_____________________________


Такое чувство, кто крики и унижение - это просто must have наших школ :)
Абсолютно все мои взрослые знакомые в школе в разной степени постоянно с этим сталкивались. Да, без перерыва. Если один учитель успокаивался, то второй подхватывал эстафету. В начальной школе как повезет. Но как правило даже в очень благополучном классе с хорошей учительницей есть хотя бы один "сложный" ребенок, на которого регулярно повышается голос.
В моей школе это тоже было. В школе дочки - тоже, и в старой, и в новой.
И сами по себе учителя в большинстве своем нормальные. Это просто как "печать системы".
Вне системы, они меняются,  выглядят совсем другими людьми и разговаривают по-другому.

Почему-то у нас много говорят про уважение к учителю, но фраза "уважение к ученику" выглядит нелепо.
В школах преобладает "взгляд на ребенка как на банку с крышкой, куда что засунешь, так оно там и останется", "как на неживого, несубъектного, неразвивающегося, не стремящегося к лучшему и большему".
Ребенок должен слушаться учителя и обязан учиться. Всё. Что он там чувствует в школе никого не волнует. Маленький еще, ничего не понимает.
С чего это вдруг его уважать? Вот вырастет, тогда и посмотрим...

Ну-ну. Проблема в том, что растет-то он, впитывая всё вокруг как губка. Каким же он вырастит с таким отношением... Собсна об этом написано в посте.

Очень красивый и правильный последний абзац.
На практике всё это неосуществимо.
Не, я допускаю что в отдельных единичных случаях это может и работает. В подавляющем же большинстве случаев дети не сильно откровенны в описанном случае, а иногда просто не могу определить свои чувства и источник дискомфорта, и остаются со своими проблемами в одиночестве.
Даже взрослому, одному, сложно признать, что это не "сам дурак", а окружение такое, а то ребенку.
Если бы всё было так просто, то система уже давно себя бы изжила и в школах царила бы атмосфера доброжелательности. Но система продолжает жить. А фраза "уважение к ученику" по-прежнему вызывает недоумение.
Да, уважение должно быть не односторонним (к учителю), а взаимным. Потому что ученик такая же личность как и учитель и задача настоящего Учителя дать знания таким образом, чтобы помочь ребенку раскрыться и в будущем реализовать себя, на благо общества.

В нашей новой школе упомянутые проблемы были выражены не сильно (по сравнению с другими школами), насколько это возможно в государственном учреждении образования, и для желающих своему ребенку очного школьного образования это неплохой вариант.



Так что, уважаемые родители, если ваши дети еще не ходят в школу - самое время внимательно и ответственно подойти к выбору, куда и к кому ваш ребенок пойдет в первый класс.

Ну а для родителей школьников хороший момент более пристально взглянуть на выбранную школу и побочные эффекты ее образовательного процесса.



  • 1
Мысли хорошие. Волнует реализации озвученного. Как?!

Что именно "как"?

как этого всего избежать, как исправить?

Я честно думаю, что в школе избежать никак. Так устроена школьная система, а система меняется не за год и не за пять. В обществе должно вырасти соответствующее отношение к детям и уважение к личности любого человека.
Избежать можно минимизируя или исключив школьную систему. В России можно исключить (не ходить в школу), в Беларуси - только минимизировать (ходить в школу на аттестацию).
Раз я не могу ничего изменить, я выбрала минимальное соприкосновение со школой - обучение дома и дополнительное образование у тех, кто разделяет мои взгляды.
Многие родители очных школьников просто стараются под разными причинами не ходить на уроки, не переводясь на обучение дома :)
Я не верю в успех борьбы с системой. Т.е. верю, но это процесс очень длительный и я не готова его пройти, принеся в жертву воспитание своего ребенка.
У меня тут было пару постов про школу в Финляндии и про уроки литературы в разных странах
Читала и удивлялась :) У нас это анриал. Не, учителя как бы нормальные, они просто даже не задумываются о многих вещах.
Если так хочется в школу - как вариант это частная школа, с определенными заявленными принципами. Можно попытаться найти учителя для началки (в средней/старшей школе это уже невозможно). Регулярно класть в портфель диктофон :)
Если появились проблемы у ребенка - тогда помощь профессионалов: психологи, тренинги и тп.
Как-то так.

Edited at 2015-03-03 09:17 am (UTC)

ооо, это очень больная тема
система не изменится, пока не будет отмыто истинное понимание понятия "учитель", так как в наших школах не учителя, а преподаватели. с таким же успехом можно учить по компьютеру удаленно, будет меньше проблема.

С другой стороны, есть достойные и если напрячься и найти таких, то к ним можно отдавать хотя бы в начальную школу,а дальше искать школу, где таких большинство. Но это серьезные усилия и не всем везет.

В любом случае, самое главное это среда в которой ребенок пребывает. Семья, родственники, спортивная секция, друзья - все это влияет. Если благотворное влияние сильно и у ребенка получается воспитать сильный характер, то даже школа из места получения моральных травм становится местом сверешния ребенком подвигов и укрепления его характера.
Но это не для всех. Это реально путь сильных. Слабых школа раздавит, она не способна растить и пестовать.

Потому крайний метод, это домашнее образование.
Есть куча минусов и плюсов. На мой взгляд, самое главное найти ребенку несколько очень серьезных секций с правильными тренерами, тогда все минусы домашнего образования компенсируются.
ребенок не выпадет из социума и на него будут оказывать благое влияние люди, кроме родителей. Ибо родительский авторитет штука весьма зыбкая.

Вот такие мысли.
Что думаете?

я думаю, что главная проблема в том, что больше всего ребенок нуждается в любящем позитивном окружении. но ни одна школа в мире не может этого предоставить.
если не форсировать события, то в любящей среде ребенок будет сам двигаться в направлении самостоятельности по мере укрепления уверенности в себе и внутреннего стержня, без всякого насилия и требований в стиле "ты уже большой".

"хороший" учитель всё равно не будет любить ребенка.
у нас очень хорошая школа, но моя дочь учится дома :)
при наличии современной школы, среда, в которой находится ребенок больше всего - это именно школа и именно она больше всего и влияет на личность ребенка.

понятие "сильный" у нас чаще всего ассоциируется с жесткостью. человек, окрепший в результате травм в детстве, научится быть "крепким", но при этом потеряет в способности любить, доверять миру и в целом внутреннюю гармонию.
ребенок, выросший в доброжелательном окружении, тоже станет сильным, но не потеряет в другом.

на домашнем образовании ребенок не выпадает из социума, если его насильно не удерживать в четырех стенах :) у меня есть посты на тему социализации
просто почему-то с каких-то пор "социумом" стало нахождение 8 часов рабочего дня в окружении 25 человек + 6-7 "начальников" меняющихся каждые 45 минут.
во взрослом мире такие условия даже на заводе уже не встретишь.

про секции и кружки - согласна, они очень нужны. не столько для социума, сколько просто для себя и для развития. к счастью, счас появилось много и секций и кружков с профессиональными тренерами и уважительным отношением к детям. в таких кружках и нужно бывать ребенку - перенимать общее впечатление об отношениях между людьми и для приобретения действительно полезных для жизни навыков.

про плюсы и минусы домашнего образования я думаю написать отдельно

Привет!

Во многом согласен, единственное, что огорчает, что мы, родители, несколько присвоили себе право и способность любить нашего ребенка и не понимаем, что даже посторонние люди способны к этому.
Может, конечно, мы по-разному воспринимаем термин любовь.
Но я могу сказать, что были в школе учителя, от которых я чувствовал это любовь.
И как тренер могу сказать, что любил многих детей и эта любовь не была слабее, чем к своим, она чуть чуть отличалась по окрасу, как по-разному мы любим родителей своих и мужа/жену или близких друзей...

Так что идеальная школа, это где каждый учитель умеет любить и такую среду создает в классе.
Но я четко понимаю, что главное для учителя,тренера, родителя это совмещение пары противоположностей любви заботливой, но строгой, тогда ребенок будет не просто купаться в тепле и уюте.
Он будет развиваться.

Я с вами согласен, сильный не есть жестокий. Я имею ввиду именно созидательную силу, когда человек спокоен, уверен, доброжелателен, радостен, активен и.т.д..
Такие качества дома не закрепить.
У меня,например, в секцию приводили домашних мальчиков, я могу точно сказать, что материнской любовью они не были обделены, но при этом в них выросли совсем не те побеги, которыми бы стоило гордиться.
То есть да, любовь должна быть безусловной, но и да, любовь должна быть созидательной и если вылезает какое-то уродство, то надо не жалеть, а твердой рукой отсекать лишние побеги. Дети потом за это нам спасибо скажут.
Мое мнение как отца, прежде всего.

Я не сторонник современной школы и тоже считаю систему пародией на достойное образование. Просто подчеркнул, что есть плюсы и там можно вырасти достойным людям в исключительных случаях. Но риск не всегда оправдан, так как мы, родители, не стали совершенны в мастерстве развития и воспитания ребенка. Сами только учимся.

Насчет секций, ключевой момент. Надо очень четко разделять навыки, знания и компетенции.
Если первое и второе важно, но это не в коем случае не должно стать целью.
Серьезные и регулярные занятия в секции воспитывают прежде всего компетенции: трудолюбие, самодисциплину, ответственность, волю к победе, дружелюбие, послушность, дерзание и.т.п..
То есть то, что в домашних условиях родители дать практически не могут.
Я, например, очень стараюсь, но среда в секции намного лучше помогает этому, чем среда дома.

ВОт такой опыт получился.

Любить ребенка - никак не входит в задачу школы или кружка. Это побочный эффект, который может быть, а может и не быть. Очень хорошо, если складываются хорошие отношения. Благодаря сложившимся отношениям и личности тренера дети потом сами и хотят заниматься.

Мне нравится то, как вы описали идеальную школу. Я бы еще добавила, что она не должна занимать более 1/3 рабочего дня вместе с дз, а еще лучше, чтобы дз не было. С удовольствием отправила бы ребенка в такую школу.

Я не знаю, в каком возрасте к вам приводят детей, но в 5-6-7-8 лет мальчики имеют право быть привязанными к мамам и папам. Другое дело, что родители не должны навязывать свою любовь и удерживать при себе ребенка, который стремится отделиться. К сожалению, в постсоветских странах, особенно прошедших войну, женщины очень сильно привязываются к сыновьям, мешают им отделиться и уродуют психику, не позволяя вырасти в мужчину. К сожалению, это глобальная проблема нашего общества, которая усугубляется разводами и как следствие воспитанием сына без отца.

Любой ребенок это эксперимент. И для родителей и для учителей - для всех. И никто не совершенен. Даже если методика известная - человек всё равно уникальный.
Также, не знаю, как у вас, у нас в пединститут единицы идут по призванию. Туда нету конкурса, берут всех. Туда попадают бывшие двоечники и троечники, которые никуда не смогли поступить, с 5 баллами из 100 возможных. А также ребята, которые косят от армии.
Потом эти люди, которые сами не смогли освоить школьную программу, идут учить детей. Дефицит кадров в школе такой сильный, что туда тоже берут всех, чье образование хоть как-то связано со школой. Включая студентов 2-3 курсов педучилища!
Я не верю в то, что эти люди могут нормально учить детей. Не говоря о том, что в школе, в процессе образования, учитель косвенно передает ребенку и свое мировоззрение, и отношение к жизни, и к обществу и т.п. Даже "матерые" учителя не задумываются о своем влиянии на детей и ответственности, а уж новоиспеченным это тем более в голову не приходит.
Да, в нашей новой школе этого не было, студенты приходили только на практику, но в старой было и есть в большинстве школ.

Не всем нужно то, что дают серьезные занятия в секции. Кроме того, я считаю, что у мужчин и женщин разные роли в жизни и воспитывать мальчиков и девочек также нужно по-разному.
А в целом, я с вами согласна и очень приветствую и учителей и среду, которая помогает ребенку раскрыть способности и более полно реализовать себя.

Edited at 2015-03-17 09:09 pm (UTC)

В целом согласен, собственно поэтому все больше уходят на домашнее образование.
А насчет любить входит или не входит, тут считаю, что система нуждается в корректировке. Может если это станет обязательным условием, чтобы люди, работающие в этой системе были способны с любовью и заботой относиться к ученикам, а не просто выдавать им знания на гора, то тогда и эффективность вырастет.
В школе либо должно быть интересно, чтобы дети туда бежали, то есть опять же сменить систему, либо там должны работать люди, к которым дети тянулись (некоторые советские учителя), а лучше и то и другое.
Пока этого нет, приходится самим придумывать велосипед.

Насчет разницы в папином и мамином влиянии согласен. Жаль только, что если мама может пожертвовать своей работой ради детей и правильно делает, то у папу это редко получается, поэтому и детям не хватает мужских качеств.
Потому и говорю про секции, потому что там часто можно встретить небезразличных, искренних и увлеченных мужиков. Это редкость в наше время. По мне так не важен даже вид спорта, но первые 5 лет можно ходить куда угодно и это даст очень сильные результаты но не в спорте, а именно в характере, в мужских качествах.
Парням это просто необходимо, так как папы не справляются.

Приглашаю почитать мои мысли по методам воспитания детей для пап, обсудим )

проблема в том, что система меняется десятилетиями.
возможно со временем и наши школы изменятся. но это будет не при наших детях, и скорее всего даже не при наших внуках.
поэтому да, приходится изобретать велосипед.

ой, жертвовать собой ради детей - это совсем никак нельзя. а то можно ненароком заложить в детей "теперь ты мне должен", или в один прекрасный день подумать, что всё зря.
в общем, как по мне - нужно беречь себя прежде всего.
просто быть честным с собой, если выбираешь свои интересы вместо детей, и не растить чувство вины перед ребенком, что не можешь им заниматься лично.

папам тоже не нужно жертвовать собой ради детей, просто можно чаще брать с собой ребенка на работу и вместе проводить свободное время. не нужно отказывать ребенку (как мальчикам, так и девочкам), если он тянется к папе. это важно и это нужно понимать.
большинство же пап, приходя вымотанными с работы, хотят только, чтоб их никто не трогал. как бы их можно понять, но ведь и ребенку время нужно. значит надо искать баланс и включать время с ребенком в свои планы.

я в воспитании мальчиков не сильна :) меня окружают одни девочки :) поэтому читаю ваш журнал как наблюдатель и мне ваши мысли во многом созвучны. беру на заметку :)

  • 1