?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Домашнее образование: ожидание и реальность
ailey
Принимая решение о домашнем образовании, я искала все возможные источники о детях, которые учатся дома. И в конце концов, пришла к выводу, что у домашнего образования есть много плюсов, которые для меня были очень существенными. В отличие от минусов, которые и минусами для меня как таковыми не были.
Таким образом, у меня сформировались ключевые ожидания от обучения дома:
1) самостоятельность ребенка
2) значительная экономия времени
3) свобода в выборе расписания кружков и тренировок
4) более близкие отношения с ребенком
5) прекращение зависимости от оценок
Но когда началось наше домашнее обучение...



Небольшое отступление. В Беларуси единственной формой обучения здоровых детей дома является обучение по индивидуальному плану. Это форма получения образования, при которой ребенок учится самостоятельно дома, но по-прежнему остается привязанным к школе и в обязательном порядке сдает экзамены/зачеты по всем предметам по обязательной школьной программе минимум один раз в четверть, но в большинстве случаев - чаще. Совсем "избавиться" от школы в Беларуси нельзя.


Первый день "новой жизни" стал невероятно радостным и даже праздничным. Дочка была просто счастлива. Это была зима, январь месяц, прекрасная солнечная снежная погода. Начало третьей четверти. Большинство детей в этот день проснулись в 7 утра под будильник и пошли в школу. Мы проснулись в 9, не спеша позавтракали. Дочка решила устроить день точных наук и к 12 уже закончила уроки. Мы немного поделали домашние дела, посмотрели познавательные видео с Youtube про планету Земля и ближе к обеду отправились гулять на улицу.
Оставшаяся половина дня прошла в отдыхе.
Как ни крути, но сам факт ожидания приказа о переводе на домашнее обучение утомлял, и я тоже была счастлива, что всё благополучно разрешилось.
Следующий день стал гуманитарным. Потом настал опять черед дня точных наук...
Первая неделя прошла просто идеально. Уроки я не проверяла. Я их никогда не проверяла, если не было необходимости.
Ближе к концу недели нас навестили со школы, я получила на руки план аттестации и картинка стала более определенной.

Дальше последовала первая аттестация. Первые встречи с учителями. И первый неприятный сюрприз.
Не всем понравилась наша новая форма. Кто-то позволил себе непрофессионально высказывать это вслух. На "вы не справитесь" я прекратила реагировать где-то на третьем случае. Но это сильно давило, учитывая, что дочка плохо сдала первые предметы.

Вторым сюрпризом стал факт, что со стороны законодательства нету конкретных методических рекомендаций, писем или инструкции для школ об организации данной формы обучения. Соответственно, ни у администрации ни учителей не было определенности, как часто и как именно проводить аттестацию. Тем не менее, надо отдать долженое, они делали что могли и продолжают идти по этому пути со мной вместе. На тот момент для нас определили необходимость контролей по плану всего класса. Вскоре выяснилось, что некоторые учителя не готовы аттестовывать только по "контролям" и нужны дополнительные "сдачи".
Как известно, контроли проходят в разные дни,  а если посчитать все предметы плюс дополнительные сдачи, походы в школу получались чуть ли не через день на 1-2 урока, что было весьма напряженно и не соответствовало целям домашнего образования.

Но самый катастрофически неприятный сюрприз меня ждал с самим образовательным процессом дома.
Мой изначальный план был построен в соответствии с ожиданиями и заключался в том, чтобы полностью "отпустить" учебу, позволив дочке учиться самостоятельно, а себе оставить только функцию организатора и посредника между школой и ребенком. И еще репетитора по английскому.

Но, как я сказала выше, дочка плохо сдала первые контроли и мне пришлось вмешаться. Я чувствовала и на себе и на дочке внимание, как под лупой, и ощущала, что от того, как мы себя проявим будет зависеть возможность дальнейшего относительно спокойного домашнего обучения и сам его факт. Ну то есть понятно, что мы счас как бы подопытные кролики и если опыты пройдут успешно, внимание к нам снизится.
Поскольку первые неудачные сдачи были как раз после идеальной недели, мне пришлось проконтролировать уроки.
Опустив подробности, скажу, что как выяснилось, учиться самостоятельно тоже надо уметь.

Таким образов, проверив уроки еще несколько дней, я убедилась, что не могу избавиться от вмешательства в учебу по той простой причине, что дочка многое в самом процессе учебы не понимает, не понимает как именно это можно понять и сам факт, что нужно разобраться. Мне вообще нравится учить, объяснять, и нравится учить своего ребенка. И когда наступает время English, у нас в основном мир и гармония. Но в остальных предметах ей это далеко не всегда нравится. И в итоге раздражает обоих. Со временем выяснилось, что несмотря на отличные оценки, есть пробелы в знаниях за предыдущие классы, которые периодически всплывали и сильно тормозили процесс. Мне пришлось вмешиваться часто. Каждый раз я думала о том, что если бы дочка не училась дома, я бы не знала об этих пробелах, они бы копились как снежный ком и ее оценки становились бы всё ниже...
Мое первое ожидание самостоятельности стало таять.

Тем временем, подходила к концу вторая неделя, эйфория закончилась, начались серые будни и самокотроль дочки начал сдавать позиции. С одной стороны, давили сроки аттестации, с другой - самостоятельно делать уроки не получалось, а вмешательства не хотелось. Появилась старая школьная болезнь - "отсиживание урока".
Это когда ты вроде бы делаешь, и делаешь, и делаешь... Но всё никак не сделаешь. А на самом деле - смотришь в окно, пилишь ногти, теребишь тетрадку, книжка на глаза попалась... - в общем, делаешь что угодно, кроме собственно урока.
Эта болезнь появилась еще в третьем классе, с приходом молодой неопытной учительницы, и успешно культивировалась все школьные годы. Дело в том, что учитель в классе ориентируется на среднего ученика. Если ты понял быстрее - придется сидеть и ждать остальных. Если вообще не понял - сидишь как дурачок, потому что тебя тоже ждать не будут. И в одном и в другом случае, мозг включает защитную реакцию, как бы отключается и начинает жутко тормозить. Учитывая, что этот процесс происходит постоянно, в итоге, у детей развивается такая болезнь "отсиживания", и скорость работы мозга в такие моменты скатывается к самому минимуму своих возможностей. Аналогичные процессы происходят на скучных уроках. Со временем такая реакция становится условной - при упоминании школы, уроков, школьных предметов и т.п. - того, что изначально эту реакцию вызывало.
Так вот. Три часа медленно но верно стали расползаться на весь день, заполняя его ерундой чем угодно, кроме учебы. При этом напоминания об уроках приводило к очередному "отсиживанию". Повторное напоминание раздражало.
Мое второе ожидание исчезало на глазах.

Родители занятых детей знают, как сложно бывает в сентябре подобрать расписание, чтоб успеть на все кружки по интересам. Особенно, если есть музыка. Каждый год в конце августа я делала глубокий вдох и выдыхала через две недели сентября. Первый класс в этом плане был очень сложным, но за пять лет я уже привыкла.
Первоначальный план без привязки к школьному расписанию и с дополнительным свободным временем включал в себя как можно скорейшее возвращение спорта. Сразу я не стала его возвращать, тк не было приказа о домашнем образовании, потом первые недели суеты и вот наступила жестокая реальность с расползающимися на весь день уроками. Она настолько не соответствовала ожиданиям, что прямо счас добавить сюда еще и спорт я посчитала невозможным.
Мое третье ожидание лопнуло.

Проводить политику снижения зависимости от оценок я начала еще раньше. Процесс двигался, но очень медленно: довольно трудно не обращаться внимание на учительницу в школе, которая объявляет при других детях оценки с осуждением низких баллов.
Низкие оценки уже перестали сильно расстраивать, но пока не перестали волновать. Кроме того еще предстояло вырастить внутренне чувство, когда потрудился хорошо, а когда не очень - не зависимо от оценок в школе.
Чтобы продолжить учиться на индивидуальном плане, достаточно не сдать экзамен на 0. Но поскольку явно ощущалось пристальное внимание со стороны школы, полностью отпустить ситуацию с оценками, а соответственно с учебой и скатиться с "отлично" на "кол", получив "не справляетесь" не было возможности. Кроме того, принимая во внимание всё остальное, я не хотела рисковать окончательно запустить учебу.
Пятое ожидание не спешило реализовываться.

Относительно близости с ребенком. Конечно, любое общее время сближает, поэтому, независимо от результата, мы стали ближе.

Описываемая ситуация с учебой дома не была статичной. Она развивалась.
С каждым днем всё становилось хуже и хуже.
Уроки раползались как тараканы и заполняли собой всё вокруг.
Настоящий кризис наступил примерно на четвертой неделе учебы. Меня стали одолевать сомнения, правильно ли я поступила??? Лучше ли это, чем школа? Будет ли от такого обучения пользы больше?
Сейчас я могу спокойно об этом вспоминать.
Но тогда мне казалось, что МЕНЯ ЖЕСТОКО ОБМАНУЛИ.
Где, ГДЕ все эти хваленые плюсы???
Я к вечеру была выжатая как лимон, мне не хотелось вообще ничего.
Появились гаденькие мысли чтоязамать, у других всё так зашибись в шоколаде легко и просто, а у меня не пойми что.

Да. Если бы была возможность вообще абстрагироваться от школы, забрать документы и забыть про нее на какое-то время - это был бы отличный вариант!
Потому что, если не давить - само всё придет.
Но увы, в Беларуси это невозможно.

Так вот. Возвращаясь к домашнему обучению.

Было несколько вещей, которые мне помогали преодолевать внутренний кризис, а следом и ситуацию с учебой.

1) Интуиция, которая подсказывала, что несмотря ни на что, я на правильном пути. А значит время не поворачивать назад, а развиваться дальше.
2) Теория. Я получила огромное количество информации до принятия решения о домашнем образовании и продолажала изучать все возможные источники по психологии, образованию, опыту домашнего образования, подтверждающие правильность моего выбора.
3) Мой муж, который напомнил, что дочка почти пять лет училась отсиживать уроки в школе от звонка до звонка, а я тут хочу результата за пару недель.
4) Одна история. Про трудных подростков, которым было позволено вообще не учиться. Эксперимент был основан на том, что познание - естественная потребность человека, в которой сам человек нуждается. Если убрать внешнее давление, то стремление к познанию возьмет верх. Самый сложный подросток выдержал без учебы один год, после чего САМ захотел учиться.
5) Рассказ мамы, которая также перевела свою дочь на домашнее обучение в средней школе.
Честно говоря, на тот момент это был единственный такой подробный опыт ребенка на домашнем образовании в средней школе и хотя причины домашнего образования у нас совершенно разные, начало домашнего обучения было весьма схожим. До тех пор попадались в основном счастливые истории начальной школы.

Эти вещи появлялись в моей жизни именно в таком порядке, так что после пятого пункта я перестала дергаться, в голове выстроилась цельная картинка, я определила конкретные проблемы и направила свои усилия в сторону их решения.



О том, что происходило дальше, как организовалось наше домашнее обучение и мои мысли по этому поводу я напишу в следующих постах.




Posts from This Journal by “домашнее образование” Tag

  • II Конференция по семейному образованию в Минске

    Примерно год назад состоялась первая конференция, на которой я была слушателем. В прошедшие выходные, 25 сентября, состоялась вторая конференция, на…

  • Конец учебного года

    Прошел очередной учебный год. Наступило время аттестации и окончания курсов по школьной программе. Официальная часть завершена и я этому очень рада.…

  • Что делать неидеальным мамам-перфекционисткам :)

    Когда ребенок учится в школе, мы, родители, имеем меньшее влияние на формирование его личности. Когда ребенок учится дома, он перенимает от родителей…

  • Как устроен наш хоумскулинг

    Когда наш путь только начинался, я всеми силами пыталась понять, как же это на самом деле устроено, и создать что-то вроде системы для нашей семьи.…

  • Родитель - учитель?! Роль родителя в домашнем обучении

    Вокруг хоумскулинга ходит много мифов. И одним из них является (помимо социализации, конечно :) ): А как можно учить ребенка, не имея образования…

  • Личный опыт хоумскулеров

    Дорогие друзья! Хочу сообщить новость. Некоторое время назад я начала писать статьи для журнала Семейное образование о нашем опыте хоумскулинга. Мои…

  • Начало новой эры

    Я забрала документы из гимназии. Похоже, марафон аттестации прошел не зря. Мы с дочкой составили "план" на вторую четверть: решили с…

  • Марафон аттестации хоумскулера

    В этом году мы впервые сдавали аттестацию один раз в четверть по каждому предмету. Почти по всем. По языкам нужно по-прежнему приходить на письменные…

  • Садись, два! Или кое-что об оценивании.

    Результаты аттестации за первую четверть получились по оценкам ниже, чем были раньше. Дочка не переживает по этому поводу. А у меня смешанные…


  • 1
При всех плюсах домашнего образования есть значительный минус: я считаю, что ребенку потом труднее будет учиться в вузе и работать в коллективе. Но это сугубо мое мнение, конечно. И домашнее образование для девочки - это одно, для мальчика - совсем другое. Им, я считаю, нужно находиться в коллективе даже просто в силу своей природы. Вы молодец, я бы "сдулась" сразу. :)

Где-то читала рассказ мужика, он был на домашнем обучении. Точнее, он был спортсмен, папа с мамой в разводе, он то с одним жил, то с другой, за бабушкой в деревне периодически присматривал. В общем, в те времена, когда он учился, домашнего обучения как такового не было. Но он в силу жизненных обстоятельств сам проходил школьную программу в старшей школе и в городе отца периодически отчитывался перед учителями, сдавал переводные экзамены. Два старших класса сдал экстерном и в универ поступил на год раньше.
Так вот, он говорит, что единственной трудностью его в универе было то, что он был на год, а то и два года младше одногруппниц и те его всерьез не воспринимали, то есть, по первости, парню просто не с кем было шашни крутить. Про учебу в универе он говорит, что ему было интересно. Некоторые его одногруппники в плане учебы выгорели за школьные годы, большинство училось из-под палки. А для него все было очень увлекательно

Одним из плюсов домашнего образования в чистом виде и есть возможность изучать подробнее и в удобном темпе то, что нравится и в минимальном объеме всё остальное (просто для общего развития).
Выгорание и потеря интереса к учебе - одна из самых больших потерь в школьные годы :(
Экстерн - это был его личный выбор? Надоело мусолить школьную программу? :)

спасибо. решение было продумано и хорошо взвешено :)
то, о чем вы пишете - это один из мифов социализации. я их для себя развеяла еще на этапе принятия решения о возможности домашнего образования.
такой "коллектив" во взрослом мире встретить нереально.
человек по природе существо социальное, но не стадное. нам нужны контакты, но не просто толпа (из 25 человек) вокруг. в любом классе дети разбиваются на группы по 2-5 человек.
и мальчикам, и девочкам навязанная извне (не учитывающая их потребности и желания) социализация приносит больше вреда, чем пользы.
учится дома не означает сидеть в четырех стенах. если намеренно не изолировать ребенка - он сам найдет себе общение в той мере, в какой оно будет необходимо.
вы можете почитать подробнее по тэгу социализация

Постоянно сталкиваюсь с тем, что для большинства людей почему-то домашнее воспитание (взять тот же отказ от детского сада) тождественно с отсутствием пресловутой социализации... Мне вот, например, уже надоело спорить с людьми и объяснять им, что мир на самом деле немного шире, чем они привыкли...

к сожалению, большинство вообще не задумывается о существующих вариантах кроме сад-школа.
а у тех, кто такие варианты допускает, просто может не быть достаточно информации.
надеюсь, эти посты будут полезны тем, ищет информацию.

Спасибо, что делитесь. Очень интересно. Будет здорово, если продолжите. Личный опыт всегда важен, хоть и чужой :)
А у кого Вы читали про домашнее образование в средней школы? Поделитесь информацией

Не за что. По мере развития событий и систематизации накопленного опыта, я буду делиться и своим опытом и тем, что найду полезного.
В посте есть ссылка на личный опыт мамы, которая перевела дочь на домашнее образование в средней школе в России. Это пока единственный такой подробный рассказ.
По Беларуси только заочная информация и информация с форумов, ее мало и она разрозненная.
Плюс информация на английском языке. Очень интересно, но к сожалению, к нам не всегда применимо.

Очень интересно!!!! продолжай обязательно так подробно писать, я тоже надеюсь, что смогу потянуть хоумскулинг...

Честно говоря, на сегодняшний момент, я думаю, что если бы дочка вообще не пошла в школу - всё было бы намного проще, легко, как и описывают родители домашних детей начальной школы.
к моменту, когда твоему сыну будет пора в школу - у нас уже будет большой опыт, сможешь сделать выводы :)

Очень интересно!!! И я очень рада, что нашла Ваш блог! Мы с этого года полностью перешли на домашнее обучение, сейчас сын учится в 3-ем классе. До это был опыт обучения в обычной школе полтора года,правда в черногорской. Начальная черногорская школа - более щадящая по отношению к детям, но все равно я очень рада, что мы приняли такое решение))) И как я Вас понимаю по поводу с какими разочарованиями и крушением каких-то ожиданий приходится сталкиваться))) Но по прошествию полугода - я просто рада, довольна и счастлива) И с интересом готова продолжать наше обучение)

Приятно познакомиться :)
Я рада, что у вас всё получается! Желаю и в дальнейшем только удачи! :)

Все как с нашей истории списано!!! Моя старшая так же училась дома (забрала в 3 классе), уроки газообразно занимали весь день. На спорт записывались каждый год и каждый год бросали из-за нехватки времени. Только музыкалка была окончена, остальные кружки появлялись и оставлялись. Ситуация улучшилась только к старшим классам, но до конца 11 класса ни один школьный предмет не увлек дочку. Она по натуре отличница, окончила школу с золотой медалью, но все это без искры и с подныванием: "Да кто это все придумал, и зачем все это надо". Зато после окончания школы в 16 лет начала ЖИТЬ. Делать то, что нравиться, работать с людьми, увлеченно изучать что-то для себя. Сейчас ей 17, работает и учится в музколледже, наслаждается жизнью и с тайм-менеджментом у нее все более чем.
У меня пятеро. И только одна попробовала очную школу. И СО таких детей резко отличается от тех, кто школьного пороха не понюхал вообще. С этим ничего нельзя поделать - вред очной школы колоссален.

Очень интересно! Спасибо за рассказ!

  • 1