ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Детский сад глазами ребенка
ailey
Есть много причин, по которым родители отдают или не отдают своего ребенка в детский сад.
На мой вгляд, среди сторонников детского сада существует очень много заблуждений. Много лет назад эти заблуждения были и у меня.
Моя старшая дочь посещала детский сад в сумме около трех лет. Вначале садик был скорее необходимостью, чем желанием. Но как и любая мама, желающая для своего ребенка самого лучшего, я искала в этом плюсы, стараясь принять или нивелировать очевидные минусы. Я активно работала, мой ребенок ходил в садик. Иногда летом она уезжала из города с моей мамой на несколько недель или месяц, я их навещала на выходные, а также мы все вместе ездили в отпуск на пару недель. На время болезней помогала моя мама. Однажды, по воле случая, когда дочери было 5 лет, я провела с ней дома длительное время, несколько недель, и имела возможность впервые за последние два года так долго и спокойно наблюдать за своим ребенком. Я изменила свое мнение относительно плюсов и минусов садика и последний год перед школой она туда не ходила.


Кто-то убежден в необходимости ранней социализации. Кто-то хочет окружить своего ребенка большим количеством детей для общения. Кто-то считает, что садик даст ребенку хорошее развитие. Кому-то нужно на работу....
Сегодня я придерживаюсь мнения, что в вопросах относительно ребенка нужно больше слушать себя, руководствоваться своим опытом, интуицией, чувствами и разумом. И нужно внимательно слушать своего ребенка.
Маме "жалко" отдавать ребенка в садик на попечение чужой женщины. Как так случилось, что эти справедливые чувства обществом не считаются значимыми - я не могу понять. С другой стороны, маленький ребенок всегда предпочтет быть с мамой, чем в садике. Это и есть ответ о нужности садика для ребенка.
Мама не хочет отдавать ребенка, ребенок хочет быть с мамой. Казалось бы.... Но нет же :) Общество решает по-другому.
Ребенок же в ответ молча и долго болеет, громко "капризничает", или становится весь такой "послушный", запирая все негативные эмоции внутри.
Как это сказывается на развитии личности ребенка?...

В своем поиске я пришла к выводу, что детский сад - это не лучший вариант для ребенка.
С другой стороны, мне  нравится идея периодического (до 2-3 раз в неделю) кратковременного (до 2-3 часов) нахождения ребенка в небольшой группе детей (до 6-7 чел) с профессиональным воспитателем. Не в садике. Я думаю, это может быть еще одна возможность для ребенка разнообразить жизнь, получить опыт и узнать о других людях что-то новое.

Тем не менее, бывают ситуации, когда кажется, что из существующего выбора, остается только садик.
Понимая что такое садик для ребенка и зная своего ребенка, можно принять более взвешенное решение.


Садик это не просто дети. Не просто общение. Не просто игры
Самое главное - это без мамы. Мама не просто не стоит за спиной - ее вообще там нету, даже если она очень нужна. А значит нету гаранта безопасности, мира и стабильности. Нету поддержки. Атмосферы любви тоже нету.
Взрослым это может показаться не большой проблемой, но для ребенка это не так. Для ребенка это может стать катастрофой.

Садик глазами ребенка - это из любящей семьи в казенные стены.
Это дни в кругу чужих казенных людей, которые не любят и не должны. В окружении 20+ человек без выбора. Незнакомая еда в группе по расписанию. Занятия по расписанию, в "среднем" темпе, сидя за столом на своем месте, без учета потребностей и желаний. Это дисциплина. Это общение на повышенных тонах. Это молчать, когда хочется говорить. Ждать вечера, когда хочется поделиться открытием или наблюдением. Это сидеть смирно, когда хочется двигаться (в группах нельзя бегать). Минимум подвижности. Прогулки по расписанию. Сон по расписанию. Игры с разрешения воспитателя. Это "как все".
И это может быть целый день, с утра до вечера.
И по-прежнему нету доступа к маме, когда хочется пожалеться, обняться или посидеть на коленках, перевести дух и почувствовать ее любовь и тепло, или просто услышать ее голос.

Как это влияет на личность ребенка - тема отдельного поста.
О том, какие привычки приобретает ребенок в результате, - тоже тема отдельного поста.

Я пишу это всё не для того, чтобы "напугать".

Нужно понимать, что садик может оказаться коренной сменой образа жизни для ребенка.

И в любом случае окажет на ребенка сильное влияние.

Нужно отдавать себе в этом отчет.

Каждый родитель воспитывает ребенка в соответствии со своим убеждениями.
Есть родители, которые приветствуют строгую дисциплину, усреднение и не поощряют всякого рода выпадение из общепринятых рамок. Они считают, что это помогает ребенку упорядочить свой режим, жизнь, помогает научиться жить в обществе, и возможно даже убережет от глупостей в будущем. Для них садик может быть хорошей возможностью закрепить свои методы воспитания. И вполне возможно с походом в садик для ребенка из такой семьи не сильно многое поменяется.

Кто-то может считать, что это и хорошо, что ребенок учится быть без мамы, несмотря на трудности.

Сомнения могут быть у родителей, которые склонны к более свободному и чуткому стилю воспитания. Для их ребенка поход в садик может оказаться испытанием.
Я отношусь в такому типу родителей. Как моя старшая дочь пошла и ходила в садик - отдельный разговор, хотя тогда я не связывала причины и следствия.
Тем не менее, у нее сохранились и некоторые хорошие воспоминания, благодаря которым я задумалась о том, что именно ей было нужно в том возрасте.

Если вы не хотите обо всем этом думать, отдав на откуп общества, или вас это не пугает - дальше можно не читать :)
Если же сомневаетесь, как поступить - приглашаю прочитать о самых популярных мифах про детские сады, которые мне пришлось для себя развеять.



О мифах про детские сады и детях, которые без садика

Прежде чем продолжить, я хочу, не вдаваясь с подробности, привести два утверждения, которые на сегодняшний день стали аксиомами.
1) Чем раньше ребенка отрывают от мамы или близкого значимого человека - тем хуже для него. С рождения, между мамой и ребенком существует симбиотическая связь, в которой и происходит развитие. Она ослабевает постепенно. Разрывая связь, мы препятствуем развитию. Наглядный пример крайнего случая - дети-сироты с рождения, в несколько раз отстающие в своем развитии от сверстников из семей.
Даже уставшая мама лучше, чем никакая.
2) Весь мир ребенка до 7-8 лет основывается на эмоциях и крутится вокруг семьи. Это два столпа, на которых в дальнейшем будет строиться вся его жизнь: крепкая опора и поддержка в виде семьи и эмоциональная база, определяющая его состояние и ожидания от мира.  В садике нет семьи. И нет возможности открыто выражать свои эмоции и быть принятым.


Миф 1. Тренировка иммунитета
Я пришла к выводу, что болезни детей в садике больше имеют отношение к его психологическому здоровью, нежели к инфекциям. Другими словами, ребенок болеет не потому, что много заразы вокруг, а потому что под гнетом сложившейся для него стрессовой ситуации, его организм не имеет сил для борьбы с этой заразой.
Как чувствует себя человек, когда начинает заниматься спортом будучи без сил, в изнеможении?
Полезна ли такая "тренировка" для здоровья, для иммунитета? Я так не думаю. После садика дети НЕ становятся здоровее и крепче. Наоборот.
Наглядным примером служит огромное количество бесконечных болезней у детей в садиках, а также переход заболеваний в хронические. Нужно ли это ребенку?
С другой стороны, тело легко справляется с болезнями, когда человек счастлив, уверен в себе, полон энергии и жизненных сил. А для ребенка это семья и мама рядом.

Миф 2. Социализация и общение
Что касается общения - этот аргумент не выдерживает никакой критики. Жизнь не ограничивается казенными заведениями: мир огромен и полон людей. Разных людей - больших и маленьких детей, близких и чужих взрослых.
Мир гораздо шире и разнообразнее, чем 25 одинаковых детей каждый день, две-три чужие женщины-"надзиратели" и дисциплина. Садик - это отдельный мирок, изоляция от остального общества. Как бы странно это не звучало :)
Я уже писала другие посты на тему социализации. Вот здесь, например, про школу.
Разговаривая с ребенком в семье, привлекая его к домашним делам, не стесняясь брать его с собой по своим делам вне дома, в гости, к друзьям, мы развиваем его, социализируем и даем гораздо больше, чем любой садик, даже если сразу внешне так не кажется.
Если вам кажется, что ребенку не хватает общения - это не повод вырывать его из семьи. Ищите общение вместе с ним :)

Миф 3. Развитие
В садик попадают очень, очень разные дети. Каждый с индивидуальными потребностями, склонностями и проблемами. Не нужно много думать, чтобы понять, что одинаковый подход не гарантирует решение различных задач и для развития каждого отдельного ребенка универсальная методика не подходит.
Но любая система стремится к усреднению. Это основа ее устойчивости, самого существования и возможности управления.
Так что занятия в садике направлены на какого-то среднего ребенка и могут вообще не попасть в поле развития конкретного малыша. О развитии творческого начала речь не идет.

Миф 4. Самостоятельность
Многие думают, что домашний ребенок будет несамостоятельным и будет плохо общаться  с другими детьми.
Это такая современная тенденция: всё надо сразу, скорее, иначе....[здесь обычно следуют страшилки]
При этом под самостоятельностью понимается жизнь без мамы и бытовые навыки самообслуживания. Но так ли это? Это ли есть самостоятельность? Есть ли в садике настоящая самостоятельность?
Чем больше навязывать такую псевдосамостоятельность, тем меньше ребенок стремится к самостоятельности. В результате навязанной псевдосамостоятельности, близкий отворачивается от ребенка тогда, когда он нужен, заставляя решать самому. Приобретенные полезные навыки не перекроют по значимости возникающие у ребенка чувства отверженности, одиночества и предательства со стороны близких.
Кроме того, это может привести к отстраненности, когда ребенок, будучи уверенным, что его не услышат или отвергнут, не будет обращаться к родителям даже в тех случаях, когда он не в состоянии решить проблемы сам.
Еще одним побочным эффектом может стать наоборот, повышенная НЕсамостоятельность. Когда ребенок буквально цепляется за маму, пытаясь "добрать" то, что недополучил в результате насильного отделения.
Отделение заложено на генном уровне. Любой ребенок стремится отделиться. Напитываясь любовью близких и убеждаясь в безопасности мира вокруг, он будет стремиться к самостоятельности осознанно, уверенным человеком. Если не давить, не торопить и не мешать - это обязательно произойдет, само в свое время, с намного меньшими потерями, сохраняя всё хорошее, что создает крепкая связь с родителями.
Самостоятельность определяется воспитанием, доверием и ответственностью, а не наличием садика.
Да, детям иногда надо оставаться без мамы. Но не с чужими людьми и не днями напролет. У кого-то ребенок будет готов к этому в годик, у кого-то в пять лет.
Интересно, что в большинстве своем 3-4-5 летние дети обычно легко остаются с бабушками, нянями и другими близкими. Но всё так же не хотят ходить в садик, если у них есть выбор.
А если ребенок предпочитает садик родителям - возникает совсем нездоровая ситуация.

Миф 5. Хорошее воспитание
В наших реалиях воспитателем может быть любой человек с улицы, который сам имеет не мало проблем психологического плана и не знает, как получить удовлетворение от жизни.
Это невероятно, но взрослые, которые сегодня допукаются к работе с детьми в детских садах и школах, не проходят никаких тестов на профпригодность, на психологическое соответствие выбранной работе, не проверяются на психическое здоровье, а об их профессиональных качествах можно только мечтать. Сегодня профессиональный воспитатель в детском саду - это лотерея, с очень маленьким шансом на выигрыш.
С другой стороны, у детей еще не сформированы ценности и мировоззрение, но присутствует практически фотографическая память. Всё происходящее вокруг ребенок воспринимает как норму и воспитатель, чужой человек, воспитывает ребенка в соответствии со своими понятиями о воспитании, вкладывает в ребенка свои жизненные установки, сам того не замечая и не сильно переживая о последствиях.
Какие это установки и что получится в итоге?
Мы не можем этого знать.
Проводя время с ребенком, мы передаем ему свои ценности и взгляды на жизнь.
Важно ли это?
Каждый родитель пусть сам для себя ответит на этот вопрос.


Желаю всем наилучших решений для своих деток!


Recent Posts from This Journal

  • Обновление

    Дорогие читатели! Мой журнал пополнился значительным количеством постов, которые могут быть вам интересны, а также просто красивыми фотографиями :)…

  • Из чего же, из чего же, из чего же сделаны.....

    В детстве я разбирала [и собирала] всё, что разбиралось. Собрать с папой новую полочку - это была легальная возможность что-нибудь собрать.…

  • Коллекция

    Непонятно, кто из нас больше радуется новым наклейкам: я или дочка 😂 Еще раньше мы собирали коллекцию "Ледниковый период".…

  • #кошкаджесси

    Вы же тоже видите ее довольную улыбку??? 😸 . История про сложную жизнь домашней кошки 😼 ... Найти место поудобнее - тот еще квест: то им…

  • Сломалась машина 🙈

    Общественный транспорт, особенно метро, я избегаю любыми способами больше 10 лет (когда появилась моя первая машина). Причину этого можно было бы…

  • Как мы сдавали ГИА-9 (ОГЭ)

    В этом, 2017 году, в 9 классе дети должны были сдавать 4 предмета. Два обязательных – русский и математику и два на выбор из списка. Мы…


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Спасибо за пост!
Как много важной информации. И как здорово, что вы это смогли сформулировать. Бывает сложно сказать, то что чувствуешь.

пожалуйста :)
да, трудно принимать решения, когда всё на уровне интуиции.
со словами легче.

Спасибо за пост! Я как-раз тоже собираюсь написать про наш опыт. Мой девиз - как можно меньше садика)))

отличный девиз :)

Если бы была возможность, мы бы были до школы дома. но увы.. так что будем читать про правильную адаптацию)))
а так - я в целом согласна.. меня в садик отдали уже перед самой школой, чтобы к детям привыкла, научилась в коллективе быть.. угу...до сих пор не люблю все "стадные" мероприятия куда надо идти и делать все, что делают остальные)))))

вот, точно. сколько ходила и в садик и в школу - никогда не любила общие мероприятия.

Как я люблю, когда мои мысли пишут более красивыми словами, чем они у меня неупорядоченные в голове.
Кинула ссылку мужу и на этот пост, и на тег про домашнее обучение, он тоже с большим удовольствием прочитал!

я рада, что вам понравилось
возможно мысли упорядочатся, когда будет свой опыт :)

У меня сын сейчас ходит в садик, в группу где 6-8 человек (числится 15, но не все ходят регулярно). И, после рождения третьего ребенка, у меня был трудный период. Он только сейчас, месяцев 8-9 спустя, стал заканчиваться. Я чертовски уставала и изматывалась так, что могла разговаривать только криком. Не все время, конечно, но часто. Пыталась что-то делать с собой, но контейнировать свои эмоции и тем более детей не было сил. Поэтому последние месяца 3 сын ходил в сад от звонка до звонка, ибо я не согласна с утверждением что лучше никакая мама, чем ее отсутствие.
Все относительно :)

в посте сделан акцент на взгляд со стороны ребенка.
у взрослых могут быть свои причины принять то или иное решение.
трудный период - это нестандартная ситуация и она временная. мама главный человек и когда ситуация для мамы на грани - остальным нужно подстраиваться, дабы ситуация не закончилась плачевно. я так поняла, в данной ситуации вы приняли такое решение ради самосохранения и общей стабилизации семьи, а не ради каких-то особых бонусов для сына. вам было тяжело, всем было тяжело, и все подстраивались, сын в том числе.

поздравляю, что сложный период заканчивается :)

"в посте сделан акцент на взгляд со стороны ребенка"

дети все разные, однако. У сотрудницы дочь (4 года) по выходным просится в сад.

Про хронический стресс - в теле он выражается повышенным содержанием гормона кортизола, который угнетает иммунитет. Мы ездим в маршрутках, которые похлеще скопище микрофлоры, чем садик, в котором все регулярно кварцуется и проветривается. Поэтому в болезни от скученности в садике я тоже не верю.

А социализация, это примерно похоже на миф о социализации в школе. Дети стеснены условиями, активность из-за этого не вполне адекватна. Поэтому если рассматривать садик, в его классическом варианте, как способ социализации, то это адаптация к условиям сумашедшего дома или типа того.

про сумасшедший дом понравилось :)))

Прекрасно написано, спасибо. Очень для меня болезненная тема. Ни под каким видом не хочу отдавать в сад, но, возможно, придётся, потому что деньги, к сожалению, с неба не падают(((( У меня уже сейчас сердце разрывается на части от мыслей о садике...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account