?

Log in

No account? Create an account

ailey


Ailey ©

Блог (не)правильной мамы и просто хорошей девушки :)


Previous Entry Share Next Entry
Садись, два! Или кое-что об оценивании.
ailey
Результаты аттестации за первую четверть получились по оценкам ниже, чем были раньше.
Дочка не переживает по этому поводу.
А у меня смешанные чувства.
С одной строны, я сомневаюсь, не повлечет ли безразличие к оценкам безразличия к обучению вообще? Пока ситуация такова, что внутренняя мотивация к школьной учебе у дочки слабая. Но опять же - а надо ли стремиться учить именно школьную программу?....
С другой стороны, вроде как я должна радоваться: снижение зависимости от оценок было одной из целей нашего хоумскулинга.
Я задумалась вот о чем.



С чего это вообще у кого-то есть право оценивать, как учится ребенок? Сколько он запомнил и с какой скоростью? Кому какая разница?
В какой-то момент мне это начало ощущаться очень странным.
Я не понимаю.
Нет, ну правда.
Представляю картину.
Вот опоздала я куда-то - кол тебе за пунктуальность. Тайм-менеджмент не выучила. Двоечница.
Мужу обед приготовила - умничка, девять тебе. На, съешь печеньку. Почему не десять? Ну так без компота же. Будешь готовить компот - будут десятки. Муж доволен без компота? А кого это волнует! По программе "Трудового обучения" "на отлично" компот должен быть.
Про политику читаешь? Даты, ФИО политиков знаешь? Умничка, отличница, на тебе девяточку. Почему не десять? На десять чью-нибудь биографию докладом надо сделать.
Не читаешь? Не знаешь даты-ФИО? Кол тебе. Недостойный гражданин страны! Налогов за десятерых государству отчисляешь? Да кого это волнует! Ты же даты, ФИО, программу не знаешь!!!

Мда...
Когда кто-то начинает подобным образом говорить о взрослом человеке - это кажется.... даже не знаю... глупым... А если оценивают особо подробно - даже наглым. Это что-то вроде вторжения в личную жизнь.
Ну живет человек и живет..... У нас тут каждый - свободный человек, и может строить свою жизнь как считает нужным, интересоваться или не интересоваться чем-нибудь. И заниматься любым трудом по душе, главное - полезным для общества.
Но почему-то относительно детей это правило резко перестает работать. Дети ДОЛЖНЫ учиться, делать что-то по кем-то придуманной сто лет назад программе вне зависимости от их интересов и способностей. Они даже думать о чем-то кроме школы могут только в свободное от школы время....
А еще они должны подчиняться оценке и слушать кого-то чужого и непонятного, а не самого себя.
Вопрос: зачем???

Это момент внутренний.
И внешний - как влияют школьные оценки, особенно начальной и средней школы, на взрослую жизнь? О них вообще кто-нибудь помнит?
И все тот же вопрос: тогда зачем всё это?

Я еще как-то могу понять оценивание при поступлении на профессию на бесплатное: вроде как негоже тратить государственные деньги на заведомо безнадежного студента.
Но в школе? Да еще в таком количестве (текущий, промежуточный, итоговый контроль)? В чем смысл?

Ах да, контроль для школы.... А какое это имеет отношение к реальной взрослой жизни? Почему взрослых не проверяем на знание химии/физики по четыре раза в год?

Возвращаясь к нашей аттестации.
Не хотелось бы безразличия к учебе вообще.
Я не могу совсем не думать об аттестации, которая у нас каждую четверть.
И кажется, даже несмотря на аттестацию, не готова совсем пустить на самотек школьные предметы.
Пока появилась идея, как совместить аттестацию и отношение к оценкам.
Очень удачно мне попалась статья Юрия Зицера Изнасилование на пятерку.
Она помогла мне оформить свои мысли и мы с дочкой обсудили эту тему.

Внутренняя оценка собственных достижений.
Впервые я прочитала об этой теме в книге Гинотта "Родитель - ребенок. Мир отношений".
Очень классная книга - всем рекомендую.


Существует оценка внутренняя и внешняя.
Внешняя - это то, как оценивают твои результаты другие люди. Касательно школы, это наша десятибалльная система.
Внутренняя оценка - это то, как ты сам(а) оцениваешь свой труд и его результат.
Здесь есть один нюанс. В человеке с рождения заложено стремление к совершенству (внутренняя мотивация). Посмотрите, как маленькие дети играют. Они делают одно и то же раз за разом, пытаясь одеть кукле юбку или сделать башню самой красивой. Им не надо об этом говорить.
Но проблема в том, что в процессе обучения в школе это стремление под действием оценивания сначала притупляется, а потом вовсе заменяется внешней мотивацией.
И тут появляется проблема, о которой хорошо написано в статье. Теперь человеку постоянно необходима внешняя оценка. Без нее он теряет ориентиры и совсем пропадает мотивация что-то делать.
Те если нет внешней мотивации получить хорошую оценку, может не быть мотивации вообще.
Задача: воскресить забытое внутреннее стремление и сместить внешнюю мотивацию.
В рамках этого процесса также нужно научиться:
1) Брать знания, независимо от возможной оценки.
2) Правильно относится к давлению школы, которое никуда не денется.
3) Правильно разговаривать с учителями, которые не забывают сетовать о любых низких оценках. Реагировать на их слова, понимать когда можно выразить свое мнение, а когда лучше промолчать. В общем, сплошная тактичность и дипломатия.





Posts from This Journal by “хоумскулинг” Tag

  • Как мы сдавали ГИА-9 (ОГЭ)

    В этом, 2017 году, в 9 классе дети должны были сдавать 4 предмета. Два обязательных – русский и математику и два на выбор из списка. Мы…

  • Статья о нас

    О нас вышла статья Комментарии к статье показали, что логика очень полезный и нужный предмет 😂 По мотивам комментариев, предлагаю Тест .…

  • #сезонучебы

    - Ты можешь не моргать??? 😤 - ?!? - У тебя ресницы слишком длинные. - ?!? - Отражаются в мониторе и отвлекают меня!!! 🙈 Ну хоть их…

  • Каждому по книжке :)

    Детки такие забавные 😇 Старшая изучает анатомию человека - и младшей тоже нужно 😎 Хорошо, что книг на всех хватает 😉 А когда мы с младшей…

  • Кто-то учится, а кто-то.....

    Иногда рабочее место хоумскулера может выглядеть так 😁 А пока я уезжаю по своим делам, остается надеяться, что старшая доченька не решит…

  • Рейтинг книг для подростков

    📚 для увлекательного чтения по версии моей старшей дочки (13 лет) 😎 Возраст ~8+ ВНИМАНИЕ!!! С этими книгами Ваш ребенок может забыть…

  • Даже Комаровский говорит об ЭТОМ!

    Видео нашла случайно и не смогла удержаться :) Главная тема в общих чертах, информации мало для практики. Самое интересное с минуты 2.25 Для…

  • II Конференция по семейному образованию в Минске

    Примерно год назад состоялась первая конференция, на которой я была слушателем. В прошедшие выходные, 25 сентября, состоялась вторая конференция, на…

  • Подсмотрено ;)

    В правильном окружении в голову приходят правильные мысли ;) Например, как этот спонтанный "урок географии" :) Эта захватывающая книга…


  • 1
"А еще они должны подчиняться оценке и слушать кого-то чужого и непонятного, а не самого себя.
Вопрос: зачем???"
Вообще-то ответ лежит на поверхности - потому что человек живет в обществе. И может выберет себе профессию, где от его умения подчиняться и слушать не самого себя будут зависеть жизни других людей, например.
Это не значит, конечно, что именно ваш ребенок выберет такую профессию, но в целом в обществе это нужно, потому так все и устроено.
"С чего это вообще у кого-то есть право оценивать, как учится ребенок? Сколько он запомнил и с какой скоростью? Кому какая разница?"
Потому что ребенок станет взрослым и взрослого поздно воспитывать, учить пунктуальности, ответственности, аккуратности, тренировать ему память, сообразительность, скорость реакции. Ну вот опоздали вы на встречу с работодателем - вас на работу не взяли. Кому какая разница. Неучи на атомной станции аварийную защиту отключили во время эксперимента и случился Чернобыль - кому какая разница? Еще примеры нужны? Инженеры, рабочие, военые, врачи, спасатели, учителя.. Да, многих взрослых жизнь не проверяет на знания, но далеко не всех и у некоторых взрослых эта проверка случается каждый день.

В посте идет речь О ДЕТЯХ, которые учатся В ШКОЛЕ. У школы нету задачи готовить профессионалов. Задача школы дать базовые знания о мире, о жизни и помочь ребенку определиться с выбором профессии. его личность находится в процессе формирование, профессию он еще не выбрал и оценивание как раз может помешать правильному выбору.
Воспитывать, учить, тренировать и тп - это подход к ребенку как к объекту манипуляций взрослого. Что, если не учить, не тренировать и не воспитывать - ничему не научится? А как насчет своей воли? Вы знаете, какой метод обучения является наиболее эффективным? :)
Напомню, все сегодняшние взрослые прошли "школу": их всех учили, воспитывали и тп... Какой результат мы имеем сегодня?
Неучи с атомной станции все прошли школы и институты. Но видимо их профессия их мало интересовала, поэтому и не научились ничему.
Человек от рождения имеет способности, в которых он может стать настоящим профессионалом, если ему не мешать, не унижать оценками, не захламлять мозг всякой ерундой, а создать правильное окружение и поддержать там, где это нужно. Там, где ему интересно - взрослому надо только успевать удовлетворять запросы в информации и нужных людях, пока ребенок сам этого не может. А когда может - вы его вообще не остановите, он найдет то, что ни один учитель не сможет ему насильно впихнуть.
Если мне будет важна работа - я не опоздаю на встречу :) И да, кому какое дело - это же МОЯ работа.
Любая профессия имеет свою специфику, требует определенных способностей и склада характера от человека. Человек, сознательно желающий врачом, имеет огромную мотивацию и его НЕ надо заставлять учить химию. Он может ее не любить, но всё равно будет учить. Заставлять надо того, кому она сто лет не нужна. Это справедливо относительно любой профессии.
Но на всяких случай, напомню. Школа НЕ ГОТОВИТ ПРОФЕССИОНАЛОВ :)

Edited at 2015-10-28 02:45 pm (UTC)

Простите, как это школа не готовит профессионалов? Школа - это не высшее образование, да, но СРЕДНЕЕ. И есть куча специальностей, куда люди, молодые люди, идут работать только со школьным образованием. Специфику они узнают на рабочем месте и пользуются теми знаниями, которые дала им школа.

Я как бы тоже за все хорошее и против всего плохого, но надо смотреть в глаза реальности. "Огромная мотивация" есть у единиц - а все остальные представляют из себя то, что представляют и надо как-то с этим работать и как всем на свете заиметь эту "огромную мотиваци" лично я не представляю и отмена оценок или даже школы так таковой по-моему тут не поможет.

Вообще, если честно, я увидела перепост во френд-ленте и не сразу разобралась, что коммент оставила не своему френду, а автору изначального поста, то есть вам :)

:) школа не готовит профессионалов!
профессия требует специальных, особенных определенных знаний и умений, характерных для данного конкретного вида деятельности.
как раз на рабочем месте человек и осваивает профессию, если у него за плечами только школа.
почитайте о профессии и о целях и содержании школьного образования
я понимаю о чем вы говорите, но проблема как раз в том, что сама система образования и создает таких безразличных людей, пытаясь без разбора подогнать всех под одну планку, тем самым убивая инициативу, желание делать что-то самому и развиваться в той области, которая ближе. каждый человек уникален, со своими талантами, индивидуальностью, которые школа игнорирует сложившейся системой.
в любом случае, я вам рада :) спасибо, что откликнулись на пост :)

Вы смеетесь надо мной? Вот это читать невозможно "Структурными компонентами настоящего образовательного стандарта являются образовательные стандарты" :))

Ну, в общем у нас спор о терминологии, ок, не профессия это называется, пусть это будут базовые знания - но это такие знания, после которых в идеале достаточно нескольких месяцев дополнительных занятий по конкретному профилю и вперед - к станку там или в казарму..

Я хотела сказать, что имхо, школа - как государственное образование другой быть не может, ее масштаб обязывает к такому обезличенному подходу, потому что методист в министерстве (условно) - он как полководец, он не может и не должен мыслить категорией "отдельный ученик Вася", он мыслит категорией "образовательный стандарт". Государство тратит на это ресурсы (а если это частная школа, то ресурсы тратят родители) и естественно, что тот кто тратит ресурсы желает контролировать не напрасно ли он потратился.. А любой контроль - это и есть оценивание - как это не назови.

Я одно время тоже металась из-за оценок. Мальчик мой - полный пофигис в этом плане. Но в итоге я пришла к выводу, что определиться нужно мне. Если оценки важны, то не нужно ребенку рассказывать, что он учится не ради них, а нужно объяснять, почему они важны и зачем стремиться к высокому баллу. Если оценки не важны, то не фиг парить детям мозги. А у меня получалось "оценки не важны, но почему здесь не "пять"?":) На данный момент у нас такой договор - на "зачет" обязаны сдать. Остальное - опционально.

Если бы наш школа не трогала - нам бы тоже такой договор подошел. А так тоже выходит двойственная ситуация: нам неважно, но от учителей "выслушиваем"....

Edited at 2015-10-28 02:37 pm (UTC)

Я бы объясняла, что у учителей другие цели, отличные от наших. ПОэтому "улыбаемся и машем", но вежливо, чтобы не начали ставить палки в колеса.

да, мы так и стараемся относиться :)

Просто хочу сказать, что с большим интересом вас читаю. :)

спасибо, что сказали :)
очень приятно получить позитивную обратную связь :)

  • 1