Ailey (ailey) wrote,
Ailey
ailey

Categories:

Между школой и анскулингом

Со второй четверти в нашем образовании произошли перемены. После последней очной аттестации в гимназии я поняла, что, несмотря на весь оптимизм и позитивность, больше я это проходить не хочу. И неожиданно подвернулся вариант.
Мы ушли из гимназии, где всё было очень жестко, и попали почти в анскулинг.



Пока я занималась разведкой нового места учебы и подготовкой документов, моя дочь не смогла удержаться от соблазна избавиться от школьной учебы полностью. На тот момент остались только курсы по математике и русскому, а также английский язык, который я преподаю дочке сама.
Через месяц начал как-то вырисовываться наш образовательный процесс.
В целом его можно поделить на три крупные части: организованная, полуорганизованная и спонтанная.

Организованная часть состоит из курсов по математике, русскому и наших занятий по английскому. Это приоритетные предметы, которые я считаю нужными в любом случае.
Про наши занятия по английскому я напишу в другой раз.
Курсы Шабашовой дочке очень нравятся. Она не раз удивлялась, что школьные предметы могут быть интересными, а уроки проходить спокойно, без того, чтобы учитель кричал или кого-нибудь ругали.
По математике преподаватель – волшебница: она говорит всего пару слов и всё становится понятно. Дома я дочке могу ответить на вопрос даже теми же самыми словами, но такого эффекта не будет.
По математике – система лекций, консультаций и зачетов. На лекции дается новый материал и домашнее задание, которое можно сделать дома или на консультации, где можно задать преподавателю любые вопросы. Зачет означает правильно выполненное домашнее задание. Оно объемное. У дочки есть пара долгов, но в целом, она нормально прошла всю программу. Сейчас они заканчивают шестой класс.
По русскому языку похожая система. На лекции дается новый материал и домашнее задание. На консультации дети пишут упражнения и различные работы, тесты, результаты которых оцениваются и могут означать зачет или незачет. Хотя преподаватель следует школьной программе, она использует проектор, презентации, формирует правила в таблицы – в общем, организует информацию так, чтобы сделать максимально доступной и наглядной. Минимум переписывания, максимум усвоения. На занятиях по русскому сложился хороший класс, дети весело проводят время, болтают, общаются на переменах.

Полуорганизованная часть начала вырисовываться случайно. Смысл в том, что в этой части я предлагаю направления на выбор, без четкого плана, расписания или структуры.
Уйдя со школы, я не планировала совсем прекратить учебу. Местами школьная программа достаточно разумна и даже интересна. Я считаю, что по многим предметам на нее можно полагаться, выбирая направления и темы для самостоятельного изучения.
Сначала я плохо представляла, как к этому вообще подступиться без необходимости «сдавать». Слова «школа», «уроки», «программа» стали кодовыми: при их упоминании у дочки начиналось моментальное отторжение, и донести до нее после этих слов хоть что-нибудь становилось невозможно. Но прошло время, она постепенно осмыслила то, что я пыталась ей сказать и процесс пошел.
Моя основная идея заключалась в том, чтобы встроить школьные предметы в нашу жизнь без открытой необходимости «учить». Мы решили начать с истории и русской литературы. Моя дочь любит читать и читает ОЧЕНЬ МНОГО и бумажные книги, и электронные. В поле ее внимания попадали в основном современные легкие книги.
С другой стороны, книги по программе вполне достойные и заслуживают внимания, но более «сложные». Самое худшее в уроках русской литературы – это анализ произведений по типу «что хотел сказать автор» и невозможность в свободном формате поделиться своими впечатлениями. Поэтому мы решили сделать так: вместе с любыми другими книгами в библиотеке нужно взять минимум одно любое произведение по русской литературе и прочитать его. Никаких анализов и ответов на вопросы. Потом делимся впечатлениями.
История дочке просто нравилась, даже по учебнику. Я предложила читать учебник как художественную книгу и по отдельным понравившимся темам посмотреть более подробные видео. Однако до этого дело не дошло.
Больше всего дочку увлекали средние века и Япония. Когда мы пошли в библиотеку, мы «неожиданно» обнаружили раздел для помощи по школе, а там множество всяких книг, сортированных приближенно к школьным предметам. Раздел и раньше там был, но оставался для нее «невидимкой». От количества книг по интересным ей темам мой ребенок вдруг «завис» и начал вытаскивать с полок все красивые названия. В итоге, она была готова забрать с собой чуть ли не половину раздела. Кое-как мы договорились взять самые интересные книги в количестве около 25 штук (наше обычное количество книг на месяц): по истории средних веков, про Японию, про историю церкви в комиксах, историю моды и разные другие.
На сегодняшний момент она уже прочитала «Уроки французского» Распутина и книга ей понравилась. Также она заметила разницу между этой книгой и теми, что читала в огромном количестве до сих пор.
Одна из книг по истории средних веков была начата и пока брошена, а вначале «сухая» книга по Японии чуть дальше стала «оживать» интересными фактами.

Третья часть нашего образовательного процесса – спонтанная. Здесь нет никакого плана, и темы появляются сами по себе. Частично дочка сама что-то находит себе в интернете, связанное с ее хобби или просто интересные факты.
Частично темы находятся в разговоре, когда мы гуляем или едем в машине.
На днях мы были в гостях. Неожиданно возникли вопросы по заданиям по английскому языку, и дочка захотела помочь.
Чуть позже обсуждалась тема беженцев в Европе и была упомянута фраза «Троянский конь». Выяснилось, что не все знают, о чем речь. Дочка неплохо помнила эту историю, рассказала, и мы погуглили детали, посмотрели картинки.
А при возвращении домой с курсов, возник вопрос «Где можно взять деньги?», который трансформировался в «Как вообще зарабатываются деньги?», а потом превратился в полноценный «урок» по финансам. Мы обсудили вопросы: принципы получения дохода? правило 80/20 или 2 из 10? что такое инвестиции? инвестиционный портфель? почему он так называется? доход на депозит? чем отличается банковский депозит от покупки недвижимости с точки зрения дохода? что такое акция? зачем нужны акции? как в жизни и экономике всё связано? что такое риск? легко ли быть инвестором? оказывается, это целая наука? надо так много знать?....
Я не тешу себя мыслью, что она всё поняла и всё запомнила. Это не важно. Появились вопросы, нужны были ответы. Здесь действует принцип «по потребностям»: если будет нужно уточнить или дополнить, она спросит еще. Где-то в спящем режиме ее сознания эта информация будет постепенно укладываться. В следующий раз будут другие вопросы, ответы, идеи и даже с теми же вопросами, наш разговор может пойти совсем в другом направлении.

Информация из этих трех крупных частей заполняет разные жизненные сферы. Постепенно она будет наслаиваться, расширяться, углубляться, превращаться в более ясную картинку о мире.





Tags: домашние будни, хоумскулинг
Subscribe

Posts from This Journal “домашние будни” Tag

  • Как мы сдавали ГИА-9 (ОГЭ)

    В этом, 2017 году, в 9 классе дети должны были сдавать 4 предмета. Два обязательных – русский и математику и два на выбор из списка. Мы…

  • #сезонучебы

    - Ты можешь не моргать??? 😤 - ?!? - У тебя ресницы слишком длинные. - ?!? - Отражаются в мониторе и отвлекают меня!!! 🙈 Ну хоть их…

  • Каждому по книжке :)

    Детки такие забавные 😇 Старшая изучает анатомию человека - и младшей тоже нужно 😎 Хорошо, что книг на всех хватает 😉 А когда мы с младшей…

  • Рейтинг книг для подростков

    📚 для увлекательного чтения по версии моей старшей дочки (13 лет) 😎 Возраст ~8+ ВНИМАНИЕ!!! С этими книгами Ваш ребенок может забыть…

  • Подсмотрено ;)

    В правильном окружении в голову приходят правильные мысли ;) Например, как этот спонтанный "урок географии" :) Эта захватывающая книга…

  • Конец учебного года

    Прошел очередной учебный год. Наступило время аттестации и окончания курсов по школьной программе. Официальная часть завершена и я этому очень рада.…

promo ailey january 21, 2015 10:04 5
Buy for 30 tokens
Несмотря на то, что законодательство предоставляет хорошие возможности для обучения ребенка дома, в реальности, большинство родителей сталкиваются с трудностями. В этом посте я по шагам опишу процесс оформления ребенка на обучение по индивидуальному плану, расскажу, как минимизировать возможные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments