Ailey (ailey) wrote,
Ailey
ailey

Categories:

Что и как мы учим невшколе?

Вспоминая наши недавние хоумскулерские будни, я заметила, что вне школы и вне урочной сетки довольно сложно отделить "предметы" друг от друга. Всё настолько связано и переплетено между собой.... Может, это одна из  причин, почему школьные уроки сначала трудно запомнить, а потом после школы в голове остается так мало....



Со второй четверти наш образовательный процесс сложился из трех частей: организованная, полуорганизованная и спонтанная.

Организованная часть остается неизменной. Дочка всё так же ходит на курсы и делает домашнее задание. Даже иногда регулярно :)

Полуорганизованная часть посвящена истории. По программе шестого класса сейчас должна быть история Средних Веков, любимая тема моей дочки. За основу нами был взят учебник по истории, который читается в электронном виде - в основном, когда мы в дороге. Интересные факты дочка зачитывает вслух, отдельные вещи мы обсуждаем, делимся мнениями, ищем дополнительную информацию. Сначала разбирались с вариантами периодизации (в учебнике вариантов не было). Потом каким-то образом мы пришли к титулам: граф, герцог, маркиз… Чем они отличаются? И погуглив, разобрались с королевской иерархией.
Дальше оказалось, что информация про Средние Века в учебнике неполная, обрывается на середине эпохи, потому что дети будут проходить этот период и в следующем классе. Но в голове не складывались картинки о странах и регионах, поэтому мы скачали учебник за седьмой класс, чтобы охватить весь период Средневековья по каждому региону…
Кроме учебника, у дочки есть еще книги из библиотеки. Они не ограничиваются Средневековьем и заполняют собой раздел «История» как пазл: разными эпохами и странами.

Лучшей среди библиотечных книг стала книга Инны Соболевой «Принцессы немецкие – судьбы русские». В ней собраны истории жизни немецких принцесс, которые были выданы замуж и стали русскими царицами. Удивительно, как интересно и всестороннее передано столько разных областей жизни: и особенности эпохи, и мода, и силы характеров, и внутренние переживания героинь.

Следующей «по рейтингу», составленному дочкой, стала книга Пронникова и Ладанова «Японцы (этнопсихологиеские очерки)». В ней рассказывается о национальных чертах, особенностях межличностных отношений, общения, религии и тд. Книга не является исторической, но многое объясняется через призму истории. Понять Японию по одной книге невозможно, она скорее только разжигает интерес, поэтому у дочки уже готовится новый список «почитать» и «посмотреть» на эту тему.

«Секреты пирамид» Бьювэла еще одна достойная книга. Автор книги страстно увлечен египтологией и в своей книге пытается раскрыть тайны пирамид, используя научный метод, отвергаемый консервативными учеными. Что делает и без того захватывающую тему еще более интересной.

Четвертой книгой стала «История средних веков» Осокина.

Я не так представляла себе нашу полуорганизованную часть. В частности, мне казалось, что это будет больше похоже на прохождение школьной программы в свободном режиме, и я предполагала, что на один предмет будет уходить примерно неделя. По факту получается намного больше и я пока не знаю, что с этим делать дальше. Кроме того, я не подумала о том, что школьные предметы могут быть так сильно связаны, переплетаться. Например, сейчас иногда бывает трудно разделить историю и географию. И не всё относится к школьной программе…
С другой стороны, пока всё нравится, нету никаких «сроков», так что пусть так и будет.

Спонтанная часть нашего образования возникает сама собой. Какие-то мелкие беседы происходят постоянно, а более глобальные темы появляются время от времени.
Франция – еще одна тема среди интересов моей дочки. А французы – не менее интересная нация, чем японцы. Как-то раз у нас зашел разговор на тему поездки в Париж, и я рассказала о недавних событиях…
Мы затронули тему терроризма: откуда это явление пришло в жизнь? Почему и как именно человек становится террористом? Чем отличается терроризм от войны? Как было раньше, как сейчас?
А что про деньги? Им же нужны деньги? За счет чего терроризм существует и почему это возможно?
Что насчет политики? Развитые, развивающиеся страны. Доноры и реципиенты. G8. G20. Какова расстановка сил в мире?
Как избавиться от терроризма и почему «не получается»?
Почему Франция?... А что происходит в Сирии?...
Снова вспомнили о беженцах, порассуждали о финансовой, культурной и социальной составляющей беженцев для принимающего государства. Дочка вспомнила о Японии как о закрытой стране. Потом о мультикультурной стране США.
Мы поговорили о демократии, толерантности, разности культур. О взаимоуважении и границах.
Поговорили о религии вообще и об исламе и христианстве в частности.
Почему был выбран именно ислам? Вспомнили периоды агрессии в других религиях, в частности, инквизицию в христианстве.
Как влияет сочетание «исламист» на отношение к простым мусульманам? Кто на самом деле мусульмане?
Вспомнили принцип «разделяй и властвуй». Как он применяется на практике на уровне политики? На уровне межличностных отношений?

Этот разговор был спонтанным, на самом деле долгим и возможно шел не совсем в том порядке, как он описан.

Я задумалась о том, что дети вплоть до старшей школы не знают о мире, в котором живут, хотя интерес просыпается намного раньше.

А еще я подумала о том, каким образом наша современная история будет напечатана в учебниках через десяток лет, если даже мы, живущие прямо сейчас в этом моменте, не имеем достоверной информации о происходящем. Хотелось бы в учебниках видеть не только общепринятые или «выгодные для государства» точки зрения, а разные, которые побуждали бы думать, искать информацию и делать собственные выводы...




Tags: домашние будни, хоумскулинг
Subscribe

Posts from This Journal “домашние будни” Tag

  • Как мы сдавали ГИА-9 (ОГЭ)

    В этом, 2017 году, в 9 классе дети должны были сдавать 4 предмета. Два обязательных – русский и математику и два на выбор из списка. Мы…

  • #сезонучебы

    - Ты можешь не моргать??? 😤 - ?!? - У тебя ресницы слишком длинные. - ?!? - Отражаются в мониторе и отвлекают меня!!! 🙈 Ну хоть их…

  • Каждому по книжке :)

    Детки такие забавные 😇 Старшая изучает анатомию человека - и младшей тоже нужно 😎 Хорошо, что книг на всех хватает 😉 А когда мы с младшей…

  • Рейтинг книг для подростков

    📚 для увлекательного чтения по версии моей старшей дочки (13 лет) 😎 Возраст ~8+ ВНИМАНИЕ!!! С этими книгами Ваш ребенок может забыть…

  • Подсмотрено ;)

    В правильном окружении в голову приходят правильные мысли ;) Например, как этот спонтанный "урок географии" :) Эта захватывающая книга…

  • Конец учебного года

    Прошел очередной учебный год. Наступило время аттестации и окончания курсов по школьной программе. Официальная часть завершена и я этому очень рада.…

promo ailey january 21, 2015 10:04 5
Buy for 30 tokens
Несмотря на то, что законодательство предоставляет хорошие возможности для обучения ребенка дома, в реальности, большинство родителей сталкиваются с трудностями. В этом посте я по шагам опишу процесс оформления ребенка на обучение по индивидуальному плану, расскажу, как минимизировать возможные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments